На головокружительной высоте мыса Фиолент стоит в Крыму Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь. Если подойти к краю обрыва, то далеко-далеко внизу можно разглядеть камень, на котором водружен крест. С этого камня и началась история обители.
В девятом веке у прибрежных скал буря настигла греческое торговое судно. Купцы взмолились Богу о спасении, и… Увидели святого Георгия Победоносца – он стоял на огромном валуне неподалеку от берега. Корабль разбило в щепки, но людям удалось взобраться на тот самый камень, и это спасло им жизни. На валуне они с изумлением обнаружили икону великомученика Георгия и с почтением вынесли ее на берег. А чуть позже устроили наверху, в скале, церковь, посвященную святому. Некоторые купцы были настолько потрясены своим чудесным спасением, что поселились возле храма. Так было положено начало монастырю.
После присоединения Крыма к России большая часть греческих монахов перебрались в Приазовье, в город Мариуполь. А Балаклавский монастырь решением Синода стал флотским – здесь поселились иеромонахи, которые несли послушание на кораблях в Крыму и на Кавказе. Флотская служба была, нужно сказать, небезопасной для священства. Случалось, что иеромонахов брали в плен, а то и убивали в перестрелке.
Походная жизнь монахов не способствовала процветанию обители – здания ветшали, хозяйство постепенно приходило в упадок. Братия направила прошение о помощи адмиралу Федору Ушакову – тому самому, который прославлен сегодня, как святой праведный воин. Адмирал откликнулся, и в монастыре закипела работа. В короткие сроки удалось полностью перестроить Свято-Георгиевский храм, возвести церковь в честь Крестовоздвижения с уникальным резным иконостасом, поставить двухъярусную колокольню, обустроить гостиницу, украсить жилые корпуса террасами и балконами.
Во время Крымской войны Балаклавский монастырь захватили англо-французские войска. Одиннадцать месяцев иноки находились в плену, но при этом ежедневно возносили молитвы о победе русского оружия. Иеромонахи, которые служили на кораблях Черноморского флота, наравне с другими моряками участвовали в защите Севастополя.
Героическая история и своеобразная архитектура монастыря всегда привлекали внимание паломников. В разные годы обитель посетили писатели Пушкин, Грибоедов, Аксаков, Островский, Чехов, Бунин. На своих полотнах отразили здешние виды художники Айвазовский, Верещагин, Иванов. И хотя революция, а вслед за ней и Великая Отечественная война, не пощадила красоты монастыря, но и сегодня здесь есть, на что порадоваться. Стоит, как встарь, крест на скале Святого Георгия, постепенно возвращаются к жизни разрушенные храмы и корпуса, творят молитву монахи. Жизнь продолжается!
«Предательство». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о предательстве: почему оно возможно только по отношению к близким людям, в чем могут быть его духовные и психологические корни, а также что может помочь его пережить.
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия