Все мы хорошо знаем, как выглядит Красная площадь. Ее облик менялся в течение столетий, чтобы окончательно сложиться в 20-м веке. И всем известно, что на площади есть только один скульптурный монумент - памятник Минину и Пожарскому. Но не все знают, что около100 лет назад у него должен был появиться сосед. В 1913 году москвичи приняли решение установить на Красной площади памятник священномученику Гермогену, Патриарху Московскому. Но начавшаяся Мировая война и революция помешали осуществлению этих планов...
Начало XVII-го века. Русь вступает в полосу тяжелых испытаний. Началась Великая Смута. Власть переходит из рук в руки. Боярская дума, два самозванца-Лжедмитрия, польский король Сигизмунд, взбунтовавшиеся казаки и просто «лихие люди» – все хотят воспользоваться ситуацией. Московское царство оказывается на краю гибели.
В эти тяжелые времена православная вера все еще объединяет русских людей. Это хорошо понимают все претенденты на престол. Каждый из них хочет опереться на авторитет Церкви и заручиться поддержкой Патриарха. Ведь без церковного благословения в те времена было невозможно стать законным государем.
В самый разгар Смуты Патриархом Московским становится Казанский митрополит Гермоген. Он был хорошо известен современникам. Его деятельность проходила на землях бывшего Казанского ханства, населенных в основном иноверцами. Там Гермоген показал себя как человек высокой нравственной жизни и твердый защитник Православия. И став патриархом, Гермоген сразу дает понять: его долг - сохранение в России православной веры. По условиям того времени, это означало борьбу за сохранение православной государственности. Гермоген отказывается признать царем польского королевича, если тот не примет православие. В своей грамоте Патриарх объявляет, что на Московское царство надо выбрать государя всей русской землей, а против поляков, литовцев и самозванца – биться насмерть.
Когда поляки занимают Москву, давление на престарелого Патриарха усиливается. Святителю Гермогену уже за восемьдесят, но, как и прежде, он твердо стоит на защите православной веры. Враги подвергают его заточению в подземелье Чудова монастыря, но голос первосвятителя и оттуда слышен всей русской земле. Через верных ему людей Гермоген повсюду рассылает грамоты, в которых призывает до конца стоять за веру. В разных концах страны начинают собираться ополчения против поляков, засевших в Москве…
…Однажды в каменный подвал, где томится опальный патриарх, спускаются польский воевода Гонсевский и предавшийся полякам боярин Михаил Салтыков…
ГОНСЕВСКИЙ
Вот что, владыка! Ведомо нам, что говорил ты людям рязанским, смоленским и нижегородским не служить законному государю Владиславу Сигизмундовичу; и писал им, чтобы шли они к Москве воевать нас! Но мы на тебя не гневаемся; и ты будь благоразумен, отправь грамоту к боярам и ко всем ратным людям, чтоб пошли они от Москвы прочь...
ГЕРМОГЕН
Таких грамот ни писать, ни посылать не стану!
САЛТЫКОВ
По твоему письму пришли они к Москве! Если не напишешь, чтобы уходили - умрешь злой смертью!
ГЕРМОГЕН
Не страшны мне ваши угрозы. Одного Бога я боюсь. Если вы, польские и литовские люди, уйдете из Московского государства, тогда и я их благословляю отойти прочь. Ежели останетесь на Москве — будут они стоять против вас и умрут за православную веру!
САЛТЫКОВ
Ну что ж, видимо, не боишься ты смерти лютой. Сам выбрал свою участь.
ГЕРМОГЕН
Да будут благословенны те, кто идут на очищение Московского государства. А вы, окаянные московские изменники, будете прокляты!
…Выйдя от патриарха, его неприятели уже знают, что делать с ним дальше… Спустя короткое время, глубокий старец, заключенный в холодном подвале, скончается от голода и лишений. До освобождения Москвы и изгнания поляков остается всего несколько месяцев. А через год царем изберут молодого боярина Михаила Романова, как и призывал замученный патриарх…
…Прошло двести лет после окончания Смутного времени. Новое нашествие обрушилось на Россию. Москву заняли войска Наполеона. Захватчики не церемонились с русскими святынями. В Успенском соборе Кремля хозяйничали французские солдаты. Они взломали стоявшую там гробницу с мощами патриарха Гермогена и выбросили их. После изгнания французов останки святителя были найдены на полу храма целыми и нетленными. Они были возвращены на прежнее место в юго-западном углу Успенского Собора, где находятся и сейчас…
…Памятник Патриарху Гермогену на Красной площади так и не был установлен. Но идея увековечить его образ в скульптуре, как символ преодоления смуты и обретения единства, не исчезла. В мае 2013 года недалеко от Кремлевской стены, но уже не на Красной площади, а в Александровском саду, был установлен памятник первосвятителю-мученику. И сегодня всех, идущих от здания Манежа в Александровский сад, встречает величественная фигура священномученика Гермогена, соединившего в себе высшее церковное служение и с
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер