Нередко родители стремятся во что бы то ни стало направить своих детей по собственному профессиональному пути. Они уверены, что действуют так из лучших побуждений. Сергей Петрович Боткин, знаменитый терапевт, никогда не принуждал своих детей заниматься медициной. Но из четверых его сыновей трое тоже стали врачами.
Сергей Петрович в юности собирался поступать на математический факультет. Изменить выбор его подтолкнула судьба: в год поступления вышел императорский указ, согласно которому недворянам разрешается свободный доступ только на медицинский факультет. Сергей Петрович был сыном купца, и про математику теперь можно было забыть. Но юноше не хотелось расставаться с мечтой поступить в университет, и поэтому он сдал экзамены по медицине.
Искусство врачевания, возможность с его помощью спасать людей сильно впечатлили молодого Сергея Петровича. Он посвятил медицине всего себя, работал «по 40 часов в сутки», как он сам говорил, и больше никогда не думал о том, чтобы заняться чем-то другим.
Главным продолжателем дела отца стал Евгений Сергеевич Боткин. Маленький Евгений сначала, как и отец, готовился стать математиком. С детства он наблюдал возле дома огромные очереди посетителей, желающих попасть к известному терапевту. На ребёнка всегда производили впечатление глаза этих людей, в которых горела надежда на помощь врача. Когда Евгений вырос и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, он всё время вспоминал глаза пациентов своего отца. Но посетителей у дома Боткиных становилось всё меньше и меньше.
В последнее время Сергей Петрович реже принимал больных – его назначили лейб-медиком Александра Второго, то есть личным врачом императорской семьи. Это занятие занимало всё время пожилого Боткина, и ему часто приходилось отказывать пациентам, которые хотели попасть к нему на приём. В такие минуты Евгений всем сердцем желал помочь отцу и тем людям, которые были вынуждены уйти ни с чем. Поэтому, окончив первый курс университета, Евгений принял для себя судьбоносное решение. Он сдал экзамены и перешёл на медицинский факультет.
Сергея Петровича его поступок не огорчил, а наоборот, только обрадовал. Он радовался, что дети берут с него пример – врачами стали также его сыновья Сергей и Александр. Но радость была непродолжительной – в год, когда Евгений с отличием закончил академию, Сергея Петровича не стало. Строгий, казавшийся сухим человеком Евгений искренне рыдал на могиле своего отца и вдохновителя.
Никто бы не осудил молодого Боткина за возвращение к математике, но он не изменил давно сделанному выбору. Дав клятву Гиппократа, Евгений, как когда-то Сергей Петрович, полностью посвятил себя медицине. Поработав в Мариинской больнице для бедных, а после этого получив стажировку за границей, Евгений вернулся в Россию опытным врачом.
Через несколько лет грянула Русско-японская война. Евгений, неравнодушный к человеческим жизням, записался добровольцем и отправился на фронт. В этом он тоже повторил судьбу отца – Боткин-старший участвовал в Крымской кампании и лечил раненных солдат.
Евгений ужасался реалиям войны, но долг выполнял с честью. Вернувшись в Петербург, он узнал, что его назначили лейб-медиком Николая Второго. Сообщение Евгений выслушал с улыбкой: ведь и его отец занимал ту же должность, их судьбы снова пересеклись.
Боткин-младший ещё не знал, каким трагичным поворотом в его судьбе окажется это назначение. Он девять лет усердно выполнял свои обязанности, заслужив искреннее уважение Николая Второго и его семьи. Юных княжон и цесаревича Алексея Евгений полюбил, как родных детей. Поэтому когда Романовых схватили и сослали в Сибирь, лейб-медик Боткин отправился вместе с ними.
Евгения расстреляли вместе с царской семьей, хотя большевики предлагали ему уехать. «Я дал царю моё честное слово оставаться при нём до тех пор, пока он жив», – ответил им Евгений, зная, что его отец сказал бы в такой ситуации то же самое. Ведь настоящий врач никогда не бросает пациентов.
Жизнь Сергея Петровича и Евгения Сергеевича Боткиных оказалась во многом схожей, но не потому, что отец заставлял сына пойти по своим стопам. Данный Богом талант сына раскрылся во всей полноте благодаря любви и уважению к нему отца.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
- «Христианские мотивы в фильме «Сталкер». Иван Перекатов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки