Писатель Николай Блохин – личность в литературных кругах легендарная. Распространявший в советское время строго запрещенную тогда православную литературу, он «заработал» несколько лет лагерей. Кстати, именно в тюрьме Блохин написал свою первую книгу. И когда после трех лет неволи ему прибавили еще год - за активную религиозную пропаганду среди заключенных – даже обрадовался, потому что теперь точно знал, на что потратит этот свой «вынужденный отпуск». Сегодня Николай Блохин – автор нескольких крупных романов, а также множества повестей и рассказов, которые часто издаются и неизменно пользуются большой популярностью. В свой очередной сборник под названием «Татьяна» Николай Блохин включил известные и давно полюбившиеся читателям произведения.
В одном из них – повести «Татьяна, дочь царская», писатель предстает как великолепный мастер исторической прозы. Хотя, надо сказать, с историей Блохин поступает по традиции своеобразно: реальные персонажи у него действуют в обстоятельствах, близких к сказочным. Пожилой городовой, Савва Петрович Мертиев, дежурил в Татьянин день у рюмочной, где студенты и профессора отмечали свой «профессиональный» праздник. Савва Петрович, однако, считал, что день такой великой святой нужно проводить отнюдь не за рюмкой водки, и своими соображениями открыто делился с молодыми напарниками. Возник спор, который неизвестно чем мог бы кончиться, если бы не появилась вдруг откуда ни возьмись хорошенькая барышня. Девушка подошла к замерзшим городовым и каждому в честь праздника вручила по золотой иконке мученицы Татианы – «в подарок от папы», казала она. Раненный на фронте Первой Мировой, попав в госпиталь, Савва Петрович снова встретил эту барышню – теперь она самоотверженно ухаживала за больными. А когда после Февральской революции он попадает в число солдат, карауливших арестованную Царскую семью, он наконец-то узнаёт, что та милая, скромная девушка – царская дочь, Татьяна…
В рассказе «Суд» и в «Святочной повести» Николай Блохин резко меняет стиль повествования. После почти классической «Татьяны» они кажутся фантасмагоричными и даже немного жутковатыми. Еще бы, ведь и руководительницы кружка научного атеизма из «Суда», и мальчик ФЕдюшка из «Святочной повести…» имеют дело со всякой нечистью, которая таки страхи задает, что и гоголевский «Вий» юмористическим рассказом покажется… Но у героев против «рогатых товарищей» наготове всегда есть горячая вера в Бога. И поэтому «ужастики» в итоге оказываются совсем не страшными, а удивительными, и, главное, невероятно увлекательными. И очень гармонично вписываются в сборник Николая Блохина «Татьяна».
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова