К протоиерею Георгию Брееву, настоятелю Богородице-Рождественского храма в Крылатском и церкви во имя иконы Божьей Матери «Живоносный источник» в Царицыно за духовными и житейскими советами идут не только москвичи, но и съезжаются люди со всей России. Они практически в один голос утверждают, что отец Георгий обладает особой, удивительной, только ему свойственной манерой общения. В этом могут легко убедиться и те, кто возьмёт в руки книгу с кратким и оптимистичным названием «Радуйтесь!» — сборник интервью и бесед с отцом Георгием Бреевым, который составила журналист, писатель, главный редактор «Семейной газеты» Наталия Голдовская.
Наталия знакома с отцом Георгием много лет; но, кажется, интервью с батюшкой получились такими тёплыми и по-домашнему душевными не только поэтому. А ещё и потому, что автор, задавая вопросы, сумела раскрыть перед читателем самые яркие грани характера своего героя: доброжелательность, сердечность, искренность и открытость. Наталия деликатно подавала темы для бесед, а отец Георгий увлекательно и подробно на них рассуждал. В результате получились живые и яркие встречи — интересные, запоминающиеся и радостные.
На страницах книги, вызывающей позитив уже одним своим названием «Радуйся!», протоиерей Георгий Бреев размышляет о том, чему, собственно, радоваться, когда вокруг любого человека полно проблем, тревог и волнений? Где найти повод для настоящей радости, где отыскать её неиссякаемый источник? В Евангелии — уверен отец Георгий. Радоваться и веселиться заповедал людям сам Христос. И апостол Павел призвал: всегда радуйтесь! Каждому доступен способ наполнить свою жизнь радостью в Евангельском смысле этого слова, читает отец Георгий и подсказывает, как сделать первые шаги на этом пути.
Суть истинной радости — радости о Боге — во всей полноте отражена в церковных праздниках, говорит батюшка. К примеру, Рождество — в этот день Бог не просто пришёл на землю. Он вочеловечился, принял наше естество, чтобы все мы в итоге смогли принять естество Божественное. И то, что Господь назвал себя Сыном человеческим, показывает, до какой степени Он любит нас. А значит, мы не одни, с нами — Бог. Это ли не повод для радости?!
Размышляет отец Георгий и о другом радостном празднике — Пасхе, Светлом Христовом Воскресении. Господь победил для всего рода людского ужас смерти, вечной тьмы. Показал, что природа человеческая через смерть придёт к воскресению, что верующие в Него будут иметь жизнь вечную. Большей радости и быть не может, — уверен батюшка.
А ещё, считает он, у каждого человека обязательно есть его собственные большие и маленькие земные радости: семья, друзья, встречи, путешествия. Отец Георгий Бреев по-дружески советует читателям чаще напоминать себе о них и подбадривать близких и самих себя Евангельским призывом: «Радуйтесь!»
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.