Вся семья собралась за большим обеденным столом - сегодня для нас это большая редкость. Куда же подевалась традиция семейного обеда? На сколько она важна? Откуда берёт свое начало? Возможно ли возродить и поддерживать эту традицию в нашем жизненном ритме? На эти и многие другие вопросы ответит искусствовед, руководитель детской фольклорной студии, Анна Борисовна Теплова.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа о воспитании детей и ее ведущая Софья Бакалеева. У меня дома в шкафу хранится большая супница и каждый раз, когда я на нее натыкаюсь, мне очень жалко, что я не могу достать ее, не могу использовать по назначению. Вот так вот накрыть стол, собраться всей семьей, поставить ее посередине стола, как-то прошла эта традиция, исчезла традиция семейного обеда. Поэтому я пригласила сегодня нашу гостью Анну Борисовну Теплову – фольклориста, искусствоведа, специалиста по семейным традициям и хочу с ней посоветоваться, а стоит ли вообще такую традицию восстанавливать – семейный обед? Насколько это сегодня возможно, ведь ритм жизни совсем изменился. Как Вы считаете, Анна Борисовна?
А.Б.Теплова
— Конечно стоит и семью поддержит, и накормит, и соберет вместе за одним столом. Конечно, это очень важно сегодня, когда семья действительно как бы расползается, разбегается. Традиция семейного обеда, она, безусловно, способствует объединению семьи. А если уж мы говорим о застолье, то значит надо говорить и о столе, правильно? Отношение к столу, оно в русской культуре было очень особенным, скажем так, даже священным. Это сохранилось, например, мы можем об этом узнать из таких пословиц, как, например, «Стол – Божья ладонь», на стол нельзя было садиться, на столе не могли оставаться какие-то брошенные вещи, на столе обязательно должен был быть и хлеб и соль в традиционной семье. И поэтому стол, как Божья ладонь и еда, как дар Божий, конечно, это не то же самое, что любой перекус в современном фастфуде, или даже хорошем кафе, правильно? Потому что это дар Божий именно вам, вашей семье. И вы здесь собрались, здесь вместе накрыли этот стол чистой скатертью, позвали своих близких, встали вокруг стола, прочитали молитву и все вместе сели. И, конечно, это застолье, оно будет значимым для вас.
С.Бакалеева
— То есть, прежде всего нужно так организовать свое время, чтобы уделить друг другу это самое время и внимание, чтобы получилось у нас собраться за столом, выбрать хороший момент подходящий. Что еще нужно для того, чтобы семейный обед состоялся? Или, может быть, семейный ужин, совместное наше семейное застолье.
А.Б.Теплова
— Ну, скажем так, мне кажется, само название трапезы не важно, важно, что это будет именно общее застолье, в котором мы с вами оказались. Как любая традиция, он требует определенного труда тех, кто эту традицию поддерживает. Поэтому, если мы с вами обратимся к своим воспоминаниям, как Вы вспомнили свою замечательную супницу, да, то что-то у нас там внутри теплеет, да, когда мы говорим о скатерти. Если вы вспомните, наши мамы, бабушки, у них были разные скатерти на разный праздник. На какой-то праздник можно стелить белую скатерть, на какой-то вот эту вышитую с петухами, а эта скатерть, она обыденная, на ней можно и такой обычный обед, действительно, если вы решили просто все вместе на этой неделе собраться, а эту скатерть бабушка вышивала, пока носила своего любимого первого сына и поэтому эту скатерть мы застилаем тогда, когда празднуем его день рождения, или день рождения какого-то очень близкого и дорого нам человека в семье. Поэтому, традиция, она именно живет в мелочах, не могу сказать, что скатерть – это мелочь. Но, в то же самое время, да, скатерть, особая посуда, особые блюда, которые мы готовим. Не всю жизнь же были только оливье, правильно? И, что там еще, какие у нас были традиции.
С.Бакалеева
— Салат мимоза.
А.Б.Теплова
— Могли быть какие-то и другие совершенно, ну, я извиняюсь, именно традиция пасхального стола, она определена именно даже и с точки зрения набора блюд, которые на нем находятся, правильно? Точно так же и вы можете определенные блюда сделать для какого-то своего особого праздника.
С.Бакалеева
— То есть, создать свою собственную семейную традицию?
А.Б.Теплова
— Безусловно, и это очень ценно, потому что это оставит память вашим детям о вас. Потом когда-нибудь, как вы вспоминаете свою бабушку, когда достаете эту супницу, потом так же ваши дети буду вспоминать, говорить: «А вот это мама обычно готовила на Машин день рождения, а вот на Машины именины мы обычно застилали именно эту скатерть», - и тогда протянется ниточка между вами, вашими внуками и вашими детьми.
С.Бакалеева
— А каким образом еще… что еще нужно для того, чтобы наша семейная трапеза состоялась? Если мы даже выбрали, что мы приготовим…
А.Б.Теплова
— Как мы накроем, да?
С.Бакалеева
— А кстати, как накрыть на стол, чтобы это было красиво, чтобы это было запоминающееся, торжественно?
А.Б.Теплова
— Ну, во-первых, это должна быть особая посуда, которую достают для каких-то определенных дней. Ну вот у нас в семье, например, была специальная пасхальная посуда, потому что это была, дедом, кстати, когда-то купленная посуда, у нее был красивый красный кантик. И вот это красное – Пасха красная, красная посуда, на столе определенный набор блюд и сразу праздник. И теперь, когда ты достаешь, у тебя сразу возникает эта ассоциация с Пасхой именно. Ну, надо сказать, что вообще-то была традиция отделять детей и взрослых – был взрослый стол и был детский стол.
С.Бакалеева
— В одном помещении…
А.Б.Теплова
— На больших праздниках, да, когда собирались взрослые, потому что взрослое застолье предполагает определенные блюда, которые дети не едят, определенные напитки, которые детям не положено, ну и дети не могу выдержать традицию именно застолья. Они не могут провести за столом столько времени, сколько будете проводить вместе вы. Это когда собирается большая семья и когда приезжают дальние родственники, когда вы собираете каких-то много людей. Но, если мы говорим о семейном обеде, то дети, конечно, находятся вместе с вами, потому что только здесь они могут узнать и услышать, чего они никогда не узнают и не услышат – рассказы какие-то опять же вашей бабушки, или деда о чем-то. Моя мама рассказывала, что все ее детство – это были воспоминания о фронтах. Все собирались и рассказывали. Украинский, белорусский, а потом обязательно пели. Кстати, эта традиция вообще исчезла – застольного пения.
С.Бакалеева
— Ну, ее заменил телевизор эту традицию.
А.Б.Теплова
— Если бы только телевизор, она вообще редуцировалась до такого пения, скажем так, низкого очень уровня. А на самом деле пели, я помню, когда пели на шесть голосов, собирались все вместе, пели красивые песни. И это пели не крестьяне, люди просто городские жители.
С.Бакалеева
— То есть, застолье – это не просто поглощение пищи, это ведь целый ритуал, правда?
А.Б.Теплова
— Это ритуал, который связан, прежде всего с общением, поэтому никакого телевизора. Какое может быть общение при телевизоре, правильно? Ритуал, который связан с общением, с единством, с воспоминаниями, обязательно. Вы в любом случае начнете о чем-то вспоминать, или планировать что-то, и это всегда будет очень ценностно и значимо для всей семьи.
С.Бакалеева
— А есть еще какие-то ритуальные моменты в застолье? Например, если мы, опять же, ту самую пресловутую супницу ставим на стол, то кому первому наливать суп? Или, может быть, кому первому за столом самый большой кусок мяса?
А.Б.Теплова
— Ну, застолье, конечно – это такая модель семейной иерархии. Поэтому, обычно, всегда первому подают человеку наиболее значимому для семьи. Обычно, это наиболее взрослый, старший родственник, не обязательно мужчина, это может быть опять же прабабушка, которая замечательная в серых буклях сидит за высоким стулом, во главе стола и может быть даже не очень хорошо помнит и слышит что-то, но она является патриархом и мы с вами это отношение к ней, свое уважение к ней транслируем. Транслируем и в том, что мы подаем ей первой еду, и в том, что мы внимательно слушаем ее рассказ какой-нибудь. В ситуации, когда это просто семья, конечно отец, отец главный, отцу наливается опять же из этой супницы первая тарелка, а потом младшему. Такая существует традиция – старый и малый. Самый незащищенный, скажем так, а потом трудящийся, самый человек, который кормилец в семье, а уже остальные по следующему иерархическому принципу.
С.Бакалеева
— То есть дети, сидящие с нами за столом, видя это, они должны тоже понять что-то о нашей семье главное, какое-то..?
А.Б.Теплова
— Конечно, мы же с Вами ведем передачу о воспитании детей, правильно? Зачем мы говорим просто застолье просто так? Застолье, конечно, имеет воспитательный характер.
С.Бакалеева
— То есть, застолье, оно воспитательный момент..?
А.Б.Теплова
— Да, обязательно воспитательный характер. Оно, опять же, дает представление об иерархии, о взаимоотношениях, о традициях семьи, да, вот те же самые скатерти, супницы, серебряные особые вилки.
С.Бакалеева
— Их не должно обижать то, что не им первым достался самый большой, самый жирный кусочек, а прабабушке? А должно наоборот, каким-то образом их вдохновить?
А.Б.Теплова
— Конечно, это организует. Вообще любая организация, организованность, она лучше, чем анархия. Иерархия, она как бы более приятна для любого человека, потому что оно ставит тебя на определенное место, а раз ты находишься на каком-то месте, то это место твое и ты здесь на этом месте самый главный, а бабушка на своем, а папа на своем. Потом, это зримый опять же вот момент социального проектирования, потому что сейчас я маленький, а потом я буду папой, или я буду мамой, я буду всех потчевать, или я буду всем говорить: «Не хотите ли холодца?»
С.Бакалеева
— Сразу видно, куда расти мне дальше.
А.Б.Теплова
— Конечно, да, и у тебя будет образ семьи, которую ты будешь потом строить. Конечно, красиво, например, взять и заказать все в китайском ресторане, чтобы тебе привезли и ты тоже организовал такой маленький праздник. Это тоже может быть формой какой-то, но он безличный, правильно? Всегда будет безличный, потому что одно дело, когда мама говорит: «Кушайте пироги, я сегодня пекла по старинному бабушкиному рецепту», правильно? Чем: «Кушайте, пожалуйста».
С.Бакалеева
— И в этом рецепте уже хранится традиция нашей семьи?
А.Б.Теплова
— Конечно, тепло, когда это сделано бабушкиными руками. Все это имеет очень большое воспитательное значение.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Анна Борисовна. Наша сегодняшняя передача была посвящена семейному застолью. Оказывается смысл застолья – это совсем вовсе не насытиться, а создать наши семейные традиции, поддержать и укрепить нашу семью. С вами была Софья Бакалеева, это программа о воспитании детей.
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Лёгкий крест. Наталья Разувакина
Наша вера радостна. И очень часто — парадоксально радостна! Когда на сторонний материалистический взгляд и радоваться-то нечему, но на душе — светло.
Помню, как впервые оказалась на богослужении в храме Сорока Севастийских Мучеников в Переславле-Залесском. Прихожане запели вместе с хором Символ Веры, а поверх всех голосов вдруг мощно зазвучал сильный и резкий... нет, не вопль, скорее — бессловесный приветственный клич, напоминающий счастливое восклицание годовалого младенца при встрече с любимыми родителями. Прихожане продолжали петь, оглянулась лишь я — новенькая: чей это голос у меня за спиной?
Оказалось — это крупная женщина, в очках и в косыночке, очень непосредственная. Явно за сорок, но по сути она — тот самый младенец. Вечный младенец. Вот и мама с папой рядом, по обе стороны. Им уж за семьдесят. Мать заботливо поправляет на дочери одежду, отец широко крестит своё дитя. Лица у всех троих сияют.
Я хожу в этот храм уже несколько лет, и каждое воскресенье вижу эту семью, неизменно радостную и даже счастливую. Особенно меня восхищают супруги, которые когда-то, много лет назад услышали приговор врачей: ваша дочь никогда не пойдёт в школу, не сможет работать, не выйдет замуж... «Вот крест!» — скажет кто-то сочувственно... А они — улыбчивы, спокойны, очень дружны между собою и наполнены каким-то ровным и сильным светом, не заметить который невозможно.
Я не знаю, насколько долог и труден был их путь к Богу. Я могу лишь наблюдать их сегодня и размышлять, как часто сама закрываю от себя радость богообщения мелкими, стыдными тревогами о будущем. Молитвой прогоняю от себя страх перед гипотетическими бедами — как бы чего не случилось, и особенно бывает страшно за детей. Но ведь это — самое настоящее маловерие!
Как бы чего не случилось... А вот у этой пары — случилось. Такое, что, казалось бы, не дай Бог! Но вот им Бог дал, и они приняли. И сейчас не просто бесстрашны, но радостны.
«Возьми крест свой и следуй за мной» — помните? В этой фразе Христа всё главное, каждое слово. И крест — страдания, тяжесть бытия, нужно именно взять, без ропота. Он твой, конкретно тебе по мерке. Господь чужого креста не даст. А этот крест — во спасение. Для чего ж ещё Отец наш Небесный попускает страдание? И следовать надо за Ним, за Господом, Его дорогой, то есть, жить по заповедям. Всё же дано! И именно следовать, не искать каких-то обходных путей, надеясь на собственную логику.
Всё очень просто, если с Богом. «Бремя моё легко», — сказал Господь наш, Который Сам — и Жизнь, и Любовь. Да разве ж может быть тяжким бремя истинной любви?
И снова воскресная служба, где громче всех поёт «Верую» и «Отче наш» большая странная женщина с сияющей улыбкой. Поёт без слов и мимо нот, как умеет. Она с нами, и мы с нею, и Христос посреди нас.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Кошка Скрипка. Наталья Разувакина
Ничего нового нет для нас в том, что Бог нас слышит. Милует, жалеет, помогает. И всё же помощь Его, приходящая по молитве, ощущается как чудо! Иногда кажется, что жизнь верующего человека чуть ли не из одних таких чудес и состоит... А может быть, не кажется, а так и есть?
Вот недавно звонит мне с работы сын. «Мама, приезжай срочно, пожалуйста! Тут у нас кошка на территории, истощённая предельно, и на морозе! Мне её до конца смены держать негде... Прошу, забери её ко мне домой, в тепло!»
Я привезла несчастное создание в квартиру сына, разглядела, начала кормить... Оказалось, что наголодавшееся животное нуждается в специальном питании и уходе, что кошка старая, своенравная, но в прошлом явно домашняя, воспитанная. И как она оказалась одна на морозе? Может быть, выпала из окна, а может, осталась никому не нужной, потому что её хозяйка ушла в мир иной? Мы разместили фото в интернете, но никто не откликнулся, никто её не искал.
За две недели кошечка начала походить на нормальное ухоженное животное, пришла в себя. Но чего нам это стоило! Работа сына связана с отъездами, его не бывает дома по несколько суток. Я срывалась к его старушке-кошке посреди рабочего дня, варила ей специальную пищу, убирала за ней, плавно переводила на специальный корм... К себе я взять её не могла, у нас три кошки, которые вряд ли примут четвёртую. В итоге Скрипка, так мы назвали новую кошку за скрипучий голос, подолгу находилась одна в помещении. К тому же, в съёмной квартире сына появился неприятный запах, и это вряд ли понравилось бы хозяину жилья. Мы встали перед фактом: кошечку нужно пристраивать не просто в добрые, но в очень заботливые руки.
Легко сказать. Город Переславль-Залесский, в котором мы живём, просто изобилует представителями семейства кошачьих. И мои попытки пристроить кому-то немолодую и не очень здоровую кошку, которой на данный момент и так живётся неплохо, через местных зоозащитников, успехом не увенчались. А тут ещё хозяин квартиры пообещал к сыну в гости наведаться... Что же делать?
Мне подсказали, что можно оставить животное на территории одного из монастырей. Но это вариант мне не нравился. Где гарантия, что кошка выживет? Она привыкла жить в квартире, в тепле, да и кормление ей нужно особое...
В полной растерянности и, в то же время, с горячей надеждой обратилась я к Господу. Встала перед иконой и всю ситуацию рассказала. Хотя Он её, конечно, и так знал. Я попросила сильно-сильно: «Господи, пожалуйста, помоги мне устроить судьбу кошки, чтобы ей было хорошо, и чтобы мне грех на душу не брать! Сам реши, где ей жить, очень тебя прошу!»
И буквально через несколько минут я встретила в соцсети Ирину — доселе незнакомую девушку, которая публикует трогательные стихи о братьях наших меньших. Оказалось, девушка тоже из Переславля. Я рассказала ей историю нашей Скрипки, и она пожелала взять бедную кошку к себе.
Бедную? Нет, счастливицу! Ведь в её судьбу, в том числе по моей просьбе, вмешался Сам Господь! И кошка попала к Ирине — девушке заботливой, ответственной, доброй.
Я передала ей Скрипку вместе с полюбившимся кошке покрывалом и остатками корма. «Что ж, — произнесла Ирина, вглядываясь в кошачью мордочку, — пошли домой!»
Я тоже пошла домой, перекрестив их обеих на прощание.
Бог по милости Своей совершил маленькое чудо. Он рядом, Он слышит, Он помогает. И случаям таким — несть числа...
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Котёнок для сына. Наталья Разувакина
Помощь от Господа в конкретных сложных ситуациях часто бывает совсем не такой, какой мы её заранее представляем, и поддержка нам в трудных обстоятельствах часто приходит в совершенно неожиданном виде.
Когда мой сын служил в армии, я каждый день молилась о нём в монастыре, рядом с которым живу. Писала записки у чудотворного образа Божьей Матери и оставляла их в специальном ящичке, просила Покрова от возможных бед. В один из таких дней мне было особенно тревожно за сына, ведь он был в госпитале и вот уже вторую неделю не выходил на связь. Помолившись, я шла из храма и увидела вдруг шевелящийся шуршащий пакет у монастырских ворот. Внутри пищали котята — кто-то подкинул их, зная, что здесь их не обидят. Один котёнок, серенький, пушистый, уверенно вылез наружу и прямиком направился ко мне. Я взяла его на руки, а по дорожке к нам спешил охранник: «Давайте-ка его назад в мешок, да игуменье скажу — решит, куда их!..»
Но я вспомнила, как перед уходом в армию мой сын мечтал о своей кошке, и почему-то подумала: делая что-то хорошее вот этому котёнку, я и сыну сделаю хорошо! Вернуть котёнка в мешок я просто не могла... Несла домой доверчивую кроху и не знала, как отреагируют на него наши кот и кошка, не говоря уже о муже... Это был опрометчивый шаг, нелогичный, тем более, что спасать животное не требовалось, ведь котят сестры монастыря наверняка устроят в добрые руки. Но так хотелось, чтобы среди этих добрых рук были и мои!
Дома все, конечно, удивились новому жильцу — но вскоре не просто смирились, но и обрадовались. Мы с мужем ощутили, что обрели одушевлённый символ надежды: всё будет хорошо, сын вернётся здоровым, вот и котишко для него подрастает... А котёнок рос и красивым, и сообразительным, и вкусовые пристрастия демонстрировал почему-то не очень кошачьи: самой вкусной едой для него оказались оладушки да ещё яблочный пирог — любимые блюда сына. «Знает, чей он кот!» — улыбались мы.
Да, я очень тревожилась в те дни, я всей душой рвалась к своему мальчику, которому было очень трудно и который был так далеко. А Господь знал это — и поддержал меня, дал котёнка! Я растила его — не столько даже к возвращению сына из армии, а просто из неодолимой потребности вкладывать силы в жизнь. Любовь вкладывать. И сколько же Божьей любви видела я в этом озорном и доверчивом создании, что вышло когда-то ко мне из шуршащего мешка в монастыре!..
У Господа к каждому из нас — индивидуальный подход, и со мной нужно было именно так: обычный котёнок был воспринят мной как обещание свыше — всё будет хорошо!
А сын вернулся через несколько месяцев. Котёнку обрадовался — очень! И до сих пор не нарадуется, подружились они мгновенно.
Да, котёнок вырос в красавицу-кошку. А мы-то думали — кот, кот... Но это ничего не меняет!
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение