Вся семья собралась за большим обеденным столом - сегодня для нас это большая редкость. Куда же подевалась традиция семейного обеда? На сколько она важна? Откуда берёт свое начало? Возможно ли возродить и поддерживать эту традицию в нашем жизненном ритме? На эти и многие другие вопросы ответит искусствовед, руководитель детской фольклорной студии, Анна Борисовна Теплова.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа о воспитании детей и ее ведущая Софья Бакалеева. У меня дома в шкафу хранится большая супница и каждый раз, когда я на нее натыкаюсь, мне очень жалко, что я не могу достать ее, не могу использовать по назначению. Вот так вот накрыть стол, собраться всей семьей, поставить ее посередине стола, как-то прошла эта традиция, исчезла традиция семейного обеда. Поэтому я пригласила сегодня нашу гостью Анну Борисовну Теплову – фольклориста, искусствоведа, специалиста по семейным традициям и хочу с ней посоветоваться, а стоит ли вообще такую традицию восстанавливать – семейный обед? Насколько это сегодня возможно, ведь ритм жизни совсем изменился. Как Вы считаете, Анна Борисовна?
А.Б.Теплова
— Конечно стоит и семью поддержит, и накормит, и соберет вместе за одним столом. Конечно, это очень важно сегодня, когда семья действительно как бы расползается, разбегается. Традиция семейного обеда, она, безусловно, способствует объединению семьи. А если уж мы говорим о застолье, то значит надо говорить и о столе, правильно? Отношение к столу, оно в русской культуре было очень особенным, скажем так, даже священным. Это сохранилось, например, мы можем об этом узнать из таких пословиц, как, например, «Стол – Божья ладонь», на стол нельзя было садиться, на столе не могли оставаться какие-то брошенные вещи, на столе обязательно должен был быть и хлеб и соль в традиционной семье. И поэтому стол, как Божья ладонь и еда, как дар Божий, конечно, это не то же самое, что любой перекус в современном фастфуде, или даже хорошем кафе, правильно? Потому что это дар Божий именно вам, вашей семье. И вы здесь собрались, здесь вместе накрыли этот стол чистой скатертью, позвали своих близких, встали вокруг стола, прочитали молитву и все вместе сели. И, конечно, это застолье, оно будет значимым для вас.
С.Бакалеева
— То есть, прежде всего нужно так организовать свое время, чтобы уделить друг другу это самое время и внимание, чтобы получилось у нас собраться за столом, выбрать хороший момент подходящий. Что еще нужно для того, чтобы семейный обед состоялся? Или, может быть, семейный ужин, совместное наше семейное застолье.
А.Б.Теплова
— Ну, скажем так, мне кажется, само название трапезы не важно, важно, что это будет именно общее застолье, в котором мы с вами оказались. Как любая традиция, он требует определенного труда тех, кто эту традицию поддерживает. Поэтому, если мы с вами обратимся к своим воспоминаниям, как Вы вспомнили свою замечательную супницу, да, то что-то у нас там внутри теплеет, да, когда мы говорим о скатерти. Если вы вспомните, наши мамы, бабушки, у них были разные скатерти на разный праздник. На какой-то праздник можно стелить белую скатерть, на какой-то вот эту вышитую с петухами, а эта скатерть, она обыденная, на ней можно и такой обычный обед, действительно, если вы решили просто все вместе на этой неделе собраться, а эту скатерть бабушка вышивала, пока носила своего любимого первого сына и поэтому эту скатерть мы застилаем тогда, когда празднуем его день рождения, или день рождения какого-то очень близкого и дорого нам человека в семье. Поэтому, традиция, она именно живет в мелочах, не могу сказать, что скатерть – это мелочь. Но, в то же самое время, да, скатерть, особая посуда, особые блюда, которые мы готовим. Не всю жизнь же были только оливье, правильно? И, что там еще, какие у нас были традиции.
С.Бакалеева
— Салат мимоза.
А.Б.Теплова
— Могли быть какие-то и другие совершенно, ну, я извиняюсь, именно традиция пасхального стола, она определена именно даже и с точки зрения набора блюд, которые на нем находятся, правильно? Точно так же и вы можете определенные блюда сделать для какого-то своего особого праздника.
С.Бакалеева
— То есть, создать свою собственную семейную традицию?
А.Б.Теплова
— Безусловно, и это очень ценно, потому что это оставит память вашим детям о вас. Потом когда-нибудь, как вы вспоминаете свою бабушку, когда достаете эту супницу, потом так же ваши дети буду вспоминать, говорить: «А вот это мама обычно готовила на Машин день рождения, а вот на Машины именины мы обычно застилали именно эту скатерть», - и тогда протянется ниточка между вами, вашими внуками и вашими детьми.
С.Бакалеева
— А каким образом еще… что еще нужно для того, чтобы наша семейная трапеза состоялась? Если мы даже выбрали, что мы приготовим…
А.Б.Теплова
— Как мы накроем, да?
С.Бакалеева
— А кстати, как накрыть на стол, чтобы это было красиво, чтобы это было запоминающееся, торжественно?
А.Б.Теплова
— Ну, во-первых, это должна быть особая посуда, которую достают для каких-то определенных дней. Ну вот у нас в семье, например, была специальная пасхальная посуда, потому что это была, дедом, кстати, когда-то купленная посуда, у нее был красивый красный кантик. И вот это красное – Пасха красная, красная посуда, на столе определенный набор блюд и сразу праздник. И теперь, когда ты достаешь, у тебя сразу возникает эта ассоциация с Пасхой именно. Ну, надо сказать, что вообще-то была традиция отделять детей и взрослых – был взрослый стол и был детский стол.
С.Бакалеева
— В одном помещении…
А.Б.Теплова
— На больших праздниках, да, когда собирались взрослые, потому что взрослое застолье предполагает определенные блюда, которые дети не едят, определенные напитки, которые детям не положено, ну и дети не могу выдержать традицию именно застолья. Они не могут провести за столом столько времени, сколько будете проводить вместе вы. Это когда собирается большая семья и когда приезжают дальние родственники, когда вы собираете каких-то много людей. Но, если мы говорим о семейном обеде, то дети, конечно, находятся вместе с вами, потому что только здесь они могут узнать и услышать, чего они никогда не узнают и не услышат – рассказы какие-то опять же вашей бабушки, или деда о чем-то. Моя мама рассказывала, что все ее детство – это были воспоминания о фронтах. Все собирались и рассказывали. Украинский, белорусский, а потом обязательно пели. Кстати, эта традиция вообще исчезла – застольного пения.
С.Бакалеева
— Ну, ее заменил телевизор эту традицию.
А.Б.Теплова
— Если бы только телевизор, она вообще редуцировалась до такого пения, скажем так, низкого очень уровня. А на самом деле пели, я помню, когда пели на шесть голосов, собирались все вместе, пели красивые песни. И это пели не крестьяне, люди просто городские жители.
С.Бакалеева
— То есть, застолье – это не просто поглощение пищи, это ведь целый ритуал, правда?
А.Б.Теплова
— Это ритуал, который связан, прежде всего с общением, поэтому никакого телевизора. Какое может быть общение при телевизоре, правильно? Ритуал, который связан с общением, с единством, с воспоминаниями, обязательно. Вы в любом случае начнете о чем-то вспоминать, или планировать что-то, и это всегда будет очень ценностно и значимо для всей семьи.
С.Бакалеева
— А есть еще какие-то ритуальные моменты в застолье? Например, если мы, опять же, ту самую пресловутую супницу ставим на стол, то кому первому наливать суп? Или, может быть, кому первому за столом самый большой кусок мяса?
А.Б.Теплова
— Ну, застолье, конечно – это такая модель семейной иерархии. Поэтому, обычно, всегда первому подают человеку наиболее значимому для семьи. Обычно, это наиболее взрослый, старший родственник, не обязательно мужчина, это может быть опять же прабабушка, которая замечательная в серых буклях сидит за высоким стулом, во главе стола и может быть даже не очень хорошо помнит и слышит что-то, но она является патриархом и мы с вами это отношение к ней, свое уважение к ней транслируем. Транслируем и в том, что мы подаем ей первой еду, и в том, что мы внимательно слушаем ее рассказ какой-нибудь. В ситуации, когда это просто семья, конечно отец, отец главный, отцу наливается опять же из этой супницы первая тарелка, а потом младшему. Такая существует традиция – старый и малый. Самый незащищенный, скажем так, а потом трудящийся, самый человек, который кормилец в семье, а уже остальные по следующему иерархическому принципу.
С.Бакалеева
— То есть дети, сидящие с нами за столом, видя это, они должны тоже понять что-то о нашей семье главное, какое-то..?
А.Б.Теплова
— Конечно, мы же с Вами ведем передачу о воспитании детей, правильно? Зачем мы говорим просто застолье просто так? Застолье, конечно, имеет воспитательный характер.
С.Бакалеева
— То есть, застолье, оно воспитательный момент..?
А.Б.Теплова
— Да, обязательно воспитательный характер. Оно, опять же, дает представление об иерархии, о взаимоотношениях, о традициях семьи, да, вот те же самые скатерти, супницы, серебряные особые вилки.
С.Бакалеева
— Их не должно обижать то, что не им первым достался самый большой, самый жирный кусочек, а прабабушке? А должно наоборот, каким-то образом их вдохновить?
А.Б.Теплова
— Конечно, это организует. Вообще любая организация, организованность, она лучше, чем анархия. Иерархия, она как бы более приятна для любого человека, потому что оно ставит тебя на определенное место, а раз ты находишься на каком-то месте, то это место твое и ты здесь на этом месте самый главный, а бабушка на своем, а папа на своем. Потом, это зримый опять же вот момент социального проектирования, потому что сейчас я маленький, а потом я буду папой, или я буду мамой, я буду всех потчевать, или я буду всем говорить: «Не хотите ли холодца?»
С.Бакалеева
— Сразу видно, куда расти мне дальше.
А.Б.Теплова
— Конечно, да, и у тебя будет образ семьи, которую ты будешь потом строить. Конечно, красиво, например, взять и заказать все в китайском ресторане, чтобы тебе привезли и ты тоже организовал такой маленький праздник. Это тоже может быть формой какой-то, но он безличный, правильно? Всегда будет безличный, потому что одно дело, когда мама говорит: «Кушайте пироги, я сегодня пекла по старинному бабушкиному рецепту», правильно? Чем: «Кушайте, пожалуйста».
С.Бакалеева
— И в этом рецепте уже хранится традиция нашей семьи?
А.Б.Теплова
— Конечно, тепло, когда это сделано бабушкиными руками. Все это имеет очень большое воспитательное значение.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Анна Борисовна. Наша сегодняшняя передача была посвящена семейному застолью. Оказывается смысл застолья – это совсем вовсе не насытиться, а создать наши семейные традиции, поддержать и укрепить нашу семью. С вами была Софья Бакалеева, это программа о воспитании детей.
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема