Ходить на всенощную — для многих священников это болезненная тема. Они переживают, что прихожане не посещают вечерние богослужения перед воскресными днями и большими церковными праздниками. Нередко на литургии молящихся собирается в несколько раз больше, чем накануне — на всенощной.
Вспоминаю, что когда-то и я, молодой аспирант и неофит, скорбел по поводу пустых храмов во время вечерних служб. И не только скорбел, но и осуждал тех, кто не приходил на богослужение. «Как же так?» — восклицал я тогда, — «Мы поём на всенощной „Воскресение Христово видевше“, а наши братья и сёстры-христиане не видят и не слышат этого!»
Прошли годы. Случилось так, что по работе мне нужно было объезжать православные гимназии, встречаться с учениками и преподавателями. В одной из гимназий я задержался и разговорился с двумя женщинами из администрации учебного заведения. Они рассказывали о своей нелёгкой жизни, материальных проблемах, детях, родителях, о заботах, о своей нагрузке. И вдруг неожиданно стали делиться переживаниями насчёт настоятеля храма, который активно призывал их ходить на всенощную. Мои собеседницы, люди благочестивые и ответственные, переживали по этому поводу, потому что всё равно не ходили на вечернее богослужение — не было физических сил и времени! Всю неделю с утра до вечера они трудились в гимназии, а субботу посвящали мужьям, детям и хозяйственным делам.
Сначала мне захотелось осудить настоятеля того храма. Дескать, почему же он не вникает в жизнь своих прихожанок, не желает понять их нужды. Но потом понял: священник призывает на всенощную, скорее всего, из доброй пастырской ревности. Он не осуждает прихожанок. А вот я в юности точно не пытался понять других, сразу выносил приговор.
А потом прошло ещё несколько лет. Моя семья стала многодетной. Когда родился третий ребёнок, мы с женой стали так уставать и ничего не успевать, что сами попадали на всенощную крайне редко. Теперь на собственном опыте знаю, что осуждать тех, кто не ходит на вечернее богослужение, не имею никакого права. Зато какой наступает праздник тогда, когда удаётся найти время, чтобы отдохнуть и без спешки и суеты отправиться вечером на службу! Получаешь радость от молитвы в тихом, уютном, немноголюдном храме и молишься не только за себя, но за того брата и сестру, которые не смогли добраться до церкви.
Деяния святых апостолов

Деян., 39 зач., XVII, 1-15.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
У любой профессии всегда есть «обратная сторона». Иногда её ещё называют «профессиональной деформацией». Задумывались ли вы, опасность какой именно «профдеформации» есть у... священнослужителей? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем отрывок из 17-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 17.
1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.
2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.
4 И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало.
5 Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу.
6 Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда,
7 а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.
8 И встревожили народ и городских начальников, слушавших это.
9 Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их.
10 Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую.
11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
12 И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало.
13 Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.
14 Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там.
15 Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились.
Чтобы понять, как связан прозвучавший выше вопрос о профдеформации священника и отрывок из книги Деяний — надо... посмотреть греческий текст. И здесь, во 2-м стихе, мы встретим очень интересное слово — а именно глагол διαλογίζεσθαι — переведённый на русский как «говорить» — а вот в церковнославянском тексте иначе: апостол «стяжашеся с ними от писаний». Согласитесь, всё же есть разница — «говорить» или «стяжаться», то есть быть в ситуации «тяни — толкай», своего рода «смыслового спаринга» между противостоящими сторонами.
Вот мы и подошли к нашему вопросу о профдеформации. Апостол Павел сегодня предлагает нам прекрасный мастер-класс, как избежать профдеформации для тех, кто постоянно научает других и очень быстро может «забронзоветь» в собственной «истинности». Ещё бы: когда ты вещаешь с амвона, из современных средств коммуникации — без обратной связи! — легко поверить в очень высокий уровень твоей убедительности. А заговори с живым человеком и расскажи ровно то же самое — удивишься, насколько, оказывается, всё вовсе не настолько самоочевидно.
Целых три субботы, находясь в Фессалоникской синагоге, апостол Павел — как новоявленный Сократ — в постоянном диалоге, споре, доказательстве, апеллировании к библейским историям и пророчествам — показывал истинность христианского учения. Он не «пришпиливал» слушателей своим авторитетом, не «давил» их объёмом своих знаний — но приглашал к уважительному диалогу, внимательно слушая высказывания другой стороны. И результат такой проповеди был настолько ярким, что тотчас поднялась волна возмущения со стороны тех, кто сильно испугался наметившегося радикального разворота по отношению к новой вере.
Сегодня, при всей доступности средств коммуникации и тотальном избытке любой информации, ценность — даже хочется сказать, роскошь живого, ничем цифровым не обусловленного, человеческого общения стала очень и очень высокой. Мне кажется, если мы не научим наших детей именно такому, не декларативному, не «заявительному», а вдумчивому, содержательному, уважительному разговору — мы можем лишить их самой возможности однажды распознать красоту истины. Так что, дорогие друзья, давайте подумаем, как можно было бы сегодня помочь молодому поколению не окончательно потонуть в виртуальных мирах — а полюбить настоящее, живое общение друг с другом!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Иноземцы в русской армии до Петра I». Александр Малов

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук, руководитель научного центра истории казачества при Московском государственном университете технологий и управления имени К.Г. Разумовского Александр Малов.
Разговор шел об иноземцах в русской армии в допетровскую эпоху, как они попадали на службу к русским государям и какое влияние оказывали на развитие военного дела в России.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Иноземцы в русской армии до Петра I». Александр Малов
- «Николай Гумилев и Первая Мировая война». Анастасия Чернова
- «Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Паломничества в современной России». Юрий Минулин

Гостем программы «Вечер воскресенья» был руководитель направления религиозного туризма в Российском Союзе туриндустрии, руководитель паломнической службы «Радонеж» Юрий Минулин.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, об интересных людях, повлиявших на этот путь, а также о том, как еще в советские годы он начинал организовывать экскурсии, связанные с религиозными темами, как создавались различные паломнические маршруты и как они развиваются и меняются сегодня.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья