В переводе с греческого слово «анабасис» означает «восхождение», «продвижение». Часто так называют жизненный путь человека. А протоиерей Михаил Шполянский назвал так свою книгу: «Мои анабасис, или простые истории о непростой жизни».
Всего «Анабасисов» у батюшки четыре. Каждая книга выходила сначала отдельно, а в итоге, учитывая популярность, которую снискал сборник рассказов, издатели решили объединить их все под одной обложкой. «Полная версия» вышла в 2012 году.
Удивляет и восхищает то, как отцу Михаилу вообще удается находить время на творчество. И не только потому, что священники – безумно занятые люди. Дело в том, что помимо всего прочего батюшка еще и глава внушительного семейства. На языке протокольном - руководитель детского дома семейного типа. На языке человеческом – батюшка усыновил более десяти сирот, которые живут вместе с ним и его супругой.
Итак, многодетный отец, прекрасный пастырь, и, наконец, талантливый писатель. Не говоря о вещах очевидных - прекрасном чувстве литературного стиля и мастерском владении словом – рассказы отца Михаила Шполянского из книги «Мой анабасис» отличает потрясающее чувство юмора, с которым он говорит об очень серьезных вещах. Например, в главе «Приходские истории» есть рассказ «Поминальная трапеза». В нем батюшка поведал, как поплатился однажды за собственный пастырский максимализм. На поминках, где он предвкушал, несмотря на постный день, полакомиться котлетками, хозяева из уважения к священному сану, накрыли батюшке «персонально» и подали пустые макароны, хлеб и компот. Вроде бы смешно, и даже очень, а ведь это не просто юмористический эпизод из жизни, а настоящий урок смирения!
Вот и в «Сказе о глупом и жадном попе» с самокритичным подзаголовком «Почти биографическая история» - то же самое. Приехавший на курорт батюшка «потоптался в боулинге, застрял в желобе аквапарка…». Сдержать улыбку трудно, а ведь подтекст-то совсем не смешной. История – едва ли не парафраз Евангельской притчи о нестяжани богатств земных!
Разумеется, книга отца Михаила - не журнал «Крокодил» и цель ее – далеко не только рассмешить. Юмор здесь, скорее – действенное средство, чтобы достучаться до читателя, помочь ему узнать, как по-христиански относиться даже к самым курьезным житейским ситуациям. Проще всего показать это на собственном примере - возможно, решил протоиерей Михаил Шполянский, и написал книгу ««Мои анабасис, или простые истории о непростой жизни».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема