
Фото: Austrian National Library/Unsplash
В сентябре 1941-го года немцы бомбили подступы к Полтаве. Детский врач Евгения Двойникова — молодая 25-летняя женщина, сидела в кабинете директора Полтавского горздравотдела.
— Тут вот какое, товарищ Двойникова, дело — отводя взгляд в сторону, протянул директор. — Руководство города не успело эвакуировать детский дом. Теперь об этом уже речи быть не может, враг подступил вплотную. Ну а Вы — педиатр, с детьми ладить умеете. Так что решено доверить вам руководство детским домом на время оккупации города. С вашего согласия, разумеется.
Как же так — в город с минуты на минуту ворвутся немцы, а ей предлагают остаться? Но в следующую секунду перед лицом женщины встали глаза несчастных сирот.
— Я согласна! — твёрдо сказала Евгения.
Так Евгения Ивановна Двойникова осталась в оккупированной Полтаве с тремястами детьми на руках. А вскоре их количество стало увеличиваться: многие родители оставляли своих чад у порога детского дома в надежде, что здесь они не умрут от голода.
А между тем, заготовленные в спешке запасы провизии быстро таяли. Евгения понимала: ещё день, от силы два — и кормить детей будет нечем. Но где достать такое количество продуктов в оккупированном городе?!
«Разве что у немцев!», — в отчаянии бросила бухгалтер детского дома, когда Двойникова пришла к ней посоветоваться. И вдруг Евгению осенило: ну конечно! Нужно пойти к немцам и попросить помощи. У них тоже есть дети, вдруг они поймут... И Евгения Ивановна отправилась в немецкую комендатуру.
Разговаривая с нацистским офицером, Евгения про себя молилась, чтобы вместо помощи фашисты не причинили детям вреда. О себе она не думала. Комендант с удивлением смотрел на худенькую молодую женщину, что-то горячо доказывающую ему на не очень хорошем немецком. Наконец, он сказал: «Дети... Да, детей нужно кормить!»
Так в детский дом стали поступать консервы, крупы, молоко, медикаменты. Вскоре Двойникова каким-то чудом, под предлогом эпидемии, выхлопотала у немцев разрешение повесить на двери детдома табличку, запрещающую, кому бы то ни было, кроме персонала, заходить в его помещение. Это позволило Евгении Ивановне укрывать и спасать от неминуемой гибели десятки еврейских детей.
Когда настала долгожданная победа, Евгения радовалась: за время войны не погиб ни один воспитанник остались в живых и все 45 человек персонала. Но уже в августе 1945-го женщину вызвали в НКВД и объявили фашистской пособницей.
— Что же я должна была делать, ведь на мне лежала ответственность за жизни детей, их нужно было чем-то кормить! — возразила Евгения Ивановна на нелепое обвинение.
— Лучше бы эти дети умерли от голода, но вы бы остались честным человеком — ответили ей.
Двойникову приговорили к расстрелу как врага народа, затем приговор всё-таки изменили на 10 лет лагерей. Так советская власть отблагодарила Евгению Ивановну за то, что в тяжелейшее время она сохранила детские жизни.
В 1993 году Евгению Двойникову реабилитировали. Она прожила долгую жизнь и не жаловалась на то, как непросто она сложилась. Все, кто хоть немного знал эту удивительную женщину, говорили, что для неё просто не существовало плохих людей — всех она считала хорошими и добрыми. Только так, говорила Евгения Иановна, и можно жить счастливо.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема