Есть такая популярная психологическая игра – в ассоциации. Кто-нибудь называет слово, а остальные должны вслух произнести то, с чем у них это слово ассоциируется. Наверняка слово «слон» вызвало бы у большинства наших современников ассоциации с чем-то большим, умным и очень добрым. Но те, кому довелось стать очевидцами событий первых послереволюционных лет, описали бы совсем иные, скорее всего, прямо противоположные ощущения. В двадцатые годы аббревиатурой СЛОН назывался первый в СССР концлагерь – Соловецкий лагерь особого назначения. О жизни в этом суровом и непредсказуемом месте, располагавшемся некогда в стенах Соловецкого монастыря, писатель Борис Ширяев рассказывает в своей книге «Неугасимая лампада».
Автор посвятил это произведение художнику Михаилу Нестерову, с которым встретился в одной из камер Бутырки, где арестованный за участие в белом движении Ширяев находился в ожидании приговора. Когда он был объявлен, Нестеров поддержал писателя, сказав ему: «Не бойтесь Соловков. Там Христос близко». Именно эти слова стали эпиграфом к книге и «задали тон» всему повествованию. Вопреки «законам жанра» оно получилось не мрачным и удручающим, а необыкновенно светлым и проникновенным.
Однако это вовсе не значит, что Борис Ширяев в книге «Неугасимая лампада» что-то скрывает от читателя. Просто описания тяжелой лагерной действительности он умело переплетает со старинными Соловецкими легендами, а в характерах персонажей подчеркивает самые яркие и колоритные черты. Так, например, старуха-баронесса из рассказа «Фрейлина трех императриц», и в лагерном бараке сумела остаться истинной аристократкой, ничуть при этом не кичась благородным происхождением. Закончила она свою жизнь сиделкой в тифозном лазарете, куда добровольно вызвалась ухаживать за больными. А отец Никодим, ссыльный священник, умудрялся в обход лагерного начальства регулярно исповедовать и причащать заключенных клюквенным соком, а по вечерам пересказывать Священную историю, да так мастерски и увлекательно, что даже надзиратели приходили его послушать. В лагере его прозвали «Утешительный поп». Он стал героем сразу нескольких рассказов книги.
Автор легко и с юмором пишет о создании лагерного театра, о том, как заключенные тайно отмечали Рождество Христово. Пишет о том, как в окружении, казалось бы, беспросветного страдания и смерти, вера в Бога помогает многим испытать настоящее духовное возрождение и даже в самых жестоких условиях дает возможность оставаться человеком. При чтении книги в буквальном смысле слова видишь и чувствуешь свет «Неугасимой Лампады», зажженной рукою писателя Бориса Ширяева.
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











