Писателя Льва Толстого нередко воспринимают как представителя светской дворянской культуры, воспитанного на Руссо вместо Евангелия. Помню, мне пришлось беседовать с благочестивыми прихожанками одного подмосковного собора. Я так и не смог убедить их, что Лев Толстой создал немало православных по духу произведений. Для них Толстой — богоотступник, враг Церкви.
С другой стороны, среди интеллигенции всё больше появляется сторонников «христианизации» писателя и его произведений. Они утверждают, что Лев Толстой — подлинный христианин, боровшийся с фарисейством.
Мне кажется, нам важно обратить внимание на факты из жизни и творчества писателя прежде, чем соберёмся его осуждать или превозносить. Тогда сможем извлечь духовную пользу.
Приведу любопытные факты.
Из отчётов по Тульской епархии конца 19 века известно, что Толстой на лошади врезался в крестный ход, встречавший чудотворную икону Божией Матери. Лев Николаевич пытался не только словами, но и силой разогнать крестьян.
С другой стороны, перед последним уходом из Ясной Поляны в 1910 году писатель читает роман «Братья Карамазовы» — одно из самых христианских по духу произведений современной ему литературы. Более того, он берёт роман с собой и едет в монастырь Оптина пустынь.
Мне кажется, это не удивительно. По воспоминаниям самого писателя, в детстве его окружали православные праведники — тётушки Остен-Сакен, Юшкова, Ергольская, монахиня Мария, юродивый Аким. В жизни этих людей проявились любовь к людям, вера в Бога, дар молитвы, милосердие, кротость. Христианские добродетели отобразились потом и в творчестве яснополянского писателя.
Именно красота православного идеала, к примеру, воспевается в первой повести Толстого «Детство». Стоит лишь вспомнить жизнь-житие и праведную кончину няни Натальи Савишны и мамы главного героя или горячую молитву юродивого Гришеньки.
Настоящий гимн праведнику звучит в рассказе «Рубка леса». В образе солдата Жданова раскрывается сила простого, смиренного, благочестивого человека, сохраняющего верность Богу, несмотря на трудные условия грубой армейской жизни.
Любопытные примеры православных по духу произведений представляют собой «народные рассказы», к примеру «Свечка» и «Три старца».
Как видим, Лев Толстой — фигура сложная, ищущая. К сожалению, не все это понимают. На писателя часто навешивают ярлыки, когда рассуждают о его религиозных взглядах и отношениях с Церковью. И учёные навешивают, и журналисты, и те, кто творчество писателя изучал только в школе. Хорошо бы сначала перечитать художественные произведения Льва Николаевича. Они свидетельствуют не только о желании противостоять Церкви, но и о внутреннем тяготении к Ней. А ещё о проявлении Божьего дара в творчестве яснополянского писателя. Это важно понимать и учитывать. Тогда мы сможем не только отказаться от безоговорочного осуждения или превозношения Толстого, но и получать духовную пользу от чтения его книг.
«Иосиф Муньос-Кортес». Ксения Волкова

Гостьей программы была искусствовед, общественный деятель Ксения Волкова.
Каждый год, 30 октября, она вместе с супругом проводит вечер памяти брата Иосифа Муньоса-Кортеса — хранителя Иверской Монреальской иконы Божией Матери, мученически убиенного в Афинах в 1997 году. В этом году встреча состоится в храме святого князя Владимира в Тушине.
Разговор с Кирой Лаврентьевой — о памяти, которая соединяет поколения, о людях, сумевших сохранить верность Богу и Отечеству, о тех, чьи жизни становятся для нас живыми уроками веры.
Также разговор шел о том, почему современному человеку не хватает идеалов и как говорить о Христе со светскими людьми — просто, по-человечески, без назидания, но с любовью.
Вспоминая брата Иосифа и тех, кто жил в духе служения, Ксения Волкова говорила о внутренней аскезе, о верности, которую не видно снаружи, и о том свете, который остаётся после встречи со святыми людьми.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь детям из неблагополучных семей». Протоиерей Александр Маликов
У нас в гостях был руководитель приюта «Святая Параскева» в станице Манычской Шахтинской епархии, председатель молодежного отдела Шахтинской епархии, настоятель Пятницкого архиерейского подворья станицы Манычской протоиерей Александр Маликов.
Наш гость рассказал о том, как они вместе с супругой начали помогать детям-сиротам из неблагополучных семей, почему для них важно, чтобы у ребенка было общение с кровными родителями и каким образом они помогают родителям в преодолении зависимостей, чтобы дети смогли вернуться в свои семьи, как удается налаживать связь с трудными детьми и подростками, а также почему для него выбранное служение — открытое Евангелие.
Все выпуски программы Делатели
Александр Пушкин «Евгений Онегин» — «Искушение самооправдания»

Фото: PxHere
Самооправдание достаточно редко встречается в чистом виде. Мало кто беззастенчиво скажет: «Это мои родственники, соседи, обстоятельства мешают мне быть таким, каким меня хочет видеть Бог». Самооправдание хитрит и камуфлируется. Яркий образец подобной маскировки можно найти в «Евгении Онегине» Александра Сергеевича Пушкина.
Главный герой по семейным обстоятельствам из Петербурга приезжает в деревню. Там он знакомится с соседними помещиками — молодым поэтом Ленским и сёстрами Лариными, одна из сестёр — Татьяна — признаётся ему в любви. Но Онегин не отвечает ей взаимностью. Вскоре он уезжает из деревни, много путешествует, а когда приезжает в Петербург, встречает на балу уже замужнюю Татьяну. Онегин понимает, что любит Татьяну. Он пишет ей письмо, признаваясь в своих чувствах. Перечисляя разлучившие их обстоятельства, Онегин упоминает и смерть своего друга, Ленского. Вот как он это делает:
«Ещё одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал...»
Складывается впечатление, что Онегин непричастен к гибели друга. Но это не так, ведь Ленский погиб на дуэли, а стрелял в него сам Онегин. Однако убийца не видит своей вины, настолько им овладело самооправдание.
«С того момента как человек оправдывает то, чему нет оправдания, он отделяет, изолирует себя от Бога», — говорил преподобный Паисий Святогорец, один из самых известных подвижников двадцатого века. Душевное опустошение, охватившее Онегина в финале романа, связано в том числе и с его неспособностью увидеть себя без личины самооправдания.
Тем ярче выступает на этом тёмном фоне внутренняя красота Татьяны. Несмотря на то, что она со времени их первой встречи в деревне любит Онегина, Татьяна без колебаний выбирает верность мужу.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение