Послание апостола Павла к Ефесянам. Глава 6, стихи 10-17.
Древняя христианская Церковь объединяла людей разных национальностей и культур. С одной стороны, мультикультурность делала жизнь христианского сообщества первых веков нашей эры яркой и насыщенной. С другой стороны, в древней Церкви имелись случаи конфликтов – особенно между бывшими язычниками и принявшими крещение иудеями. Евреи стремились навязать христианам-инородцам свои представления о религии. Что христианам из язычников необходимо соблюдать не только заповеди Нового Завета, но и постановления Завета Ветхого. В большинстве случаев особенности иудейской религиозности вызывали у христиан-неевреев отторжение. Христианская Церковь являлась для бывших язычников местом, где им нет необходимости беспокоиться о тщательном соблюдении обрядов – на чем, в частности, настаивали христиане-евреи, ратовавшие за соблюдение обрезания, покоя в субботу, тщательное отношение к пище. Особое беспокойство противостояние культур вызывало у апостола Павла, который проповедовал Христа и евреям, и язычникам. И те, и другие являлись для него важной составляющей новой Христианской Церкви. Поэтому значительную часть своих сил Павлу приходилось тратить на то, чтобы примирить евреев и бывших язычников между собой во Христе. Теме примирения в христианстве людей разных культур апостол Павел уделил много внимания в послании к христианам города Эфес. Отрывок из этого послания читается сегодня утром во время богослужения.
6.10 Братья, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. 6.11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 6.12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. 6.13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. 6.14 Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 6.15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 6.16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 6.17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
Апостол Павел посещал город Эфес дважды. Второй визит его визит в Эфес был прерван бунтом язычников. Тем не менее, Павел, в спешке Эфес покинувший, впоследствии искренне заботился о судьбе христианской общины, основанной им в этой городе. В послании к Эфесянам апостол Павел призывает их не обращать внимание, к каким народам они принадлежат, сплотиться между собой и свидетельствовать о своей вере окружающим их нехристианам. Павел прямо свидетельствует о том, что недоброе отношение людей к христианству вызвано действиями дьявола. Христиане должны помнить, что настоящим их противником являются не враждебно настроенные люди, а демоны, которые всячески препятствуют распространению спасительной веры во Христа. Апостол Павел говорит эфесянам о средствах борьбы со злом, которое приносит в мир дьявол. Во-первых, христианин должен жить по правде и праведности. Дьявол – отец всякой лжи, поэтому лучшим средством борьбы с ним является правда и жизнь по совести. Павел в прозвучавшем отрывке призывает христиан жить, прикрываясь щитом веры. Говоря о щите он использует греческое слово «туреос». Так в древности назывались большие щиты, полностью закрывавшие воина. Туреофоры, то есть солдаты, носившие туреосы, выходили на поле боя почти без доспехов, надеясь защитить себя только своим щитом. Христианин, искренне верящий в Бога, будет надежно защищен своей верой, подобно туреофору с его большим щитом. Вера способна угасить зажженные стрелы искушений, испускаемых демонами. Шлем спасения, то есть память о подвиге Христа и Царстве Божием, которое Он открыл людям, не менее сильно помогает христианину переносить испытания. Священное Писание, следование ему апостол Павел считает еще одним элементом защиты христианина от зла, живущего в мире. Соединив в своей жизни веру, память о Боге, добродетельную жизнь, любовь к чтению Библии, христианин сможет благополучно достигнуть Царствия Божия, места вечной радости и счастья.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.