
Фото: Kelly Sikkema/Unsplash
Книга Деяний святых апостолов представляет собой настоящий кладезь информации для любителя древней истории. Здесь можно найти информацию о том, как одевались люди, жившие в первом веке по Рождестве Христовом, что они ели, чем зарабатывали себе на жизнь. Повествует автор Деяний, апостол Лука, и о том, как путешествовали современники Спасителя. Передовым видом транспорта тех времен считался корабль. Об одной из его частей, ядриле, мы и поговорим.
Со словом «ядрило» мы встречаемся, когда читаем о фактически заключительном периоде в жизни апостола Павла. Павел, обвиненный иудеями, был схвачен и посажен в тюрьму. Понимая бесперспективность своего положения, апостол потребовал суда императора и был отправлен в Рим на корабле. Это сейчас круиз на надежном лайнере по Средиземному морю считается формой отдыха. В ту эпоху плавание из Малой Азии в Италию было сопряжено с большими опасностями. Корабль Павла попал в сильный шторм. Положение было настолько бедственным, что морякам пришлось избавиться даже от «ядрила». Так в церковнославянском языке именуются сразу две вещи — корабельный груз или корабельная мачта. Действительно, всю поклажу во время шторма древние моряки в случае шторма с судна сбрасывали, чтобы корабль облегчить и сделать более защищенным от ударов волн. В шторм мачту также убирали — ее рубили.
«Ядрило» по одной из версий было образовано, как и слово ядро, от древнегреческого понятия адрос — «полный, сильный, насыщенный». Такое опредедление можно отнести, как к грузу, так и к мачте.
Итак, запомним, что церковнославянское слово «ядрило» в зависимости от контекста в переводе на русский язык означает либо мачту, либо корабельный груз, поклажу.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема