
7 января по новому стилю Церковь празднует Рождество Христово – единственный из церковных праздников, который признан в России в качестве государственного. С 1991 года этот день считается официальным выходным. В иерархии праздников Русской Православной Церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. И это не случайно. Праздник установлен в честь события, которое во всех смыслах перевернуло мир. Именно после этого события летоисчисление разделилось на две эпохи – "до нашей эры", "до Рождества Христова", и "наша эра", то есть после Рождества Христова.
В Евангелии не указана точная дата рождения Иисуса Христа от Девы Марии. Впрочем, Церковь, признавая вариативность даты, никогда не сомневалась в самом факте пришествия в мир Спасителя. Евангельские тексты и научные исследования учёных-археологов доносят до нас те сведения, которые позволяют очень хорошо представить и само событие Рождения Христа, и его исторический контекст. Так, к примеру, известно, что царём Иудеи – страны, где родился Спаситель, – в то время был Ирод. Господствующей силой в Европе и на Ближнем Востоке была огромная и могущественная Римская империя. Иудея находилась в политической и экономической зависимости от Рима, но времена процветания «вечного города» были уже в прошлом.
В Иудее в то время шла гражданская война между сторонниками двух наследников царского трона, братьями Гирканом и Аристобулом. На волне политических интриг к власти и пришёл Ирод. В молодости над ним смеялись, называли полукровкой. Ирод не был членом царской семьи, но вырос при царском дворе. Мать его была арабкой, отец принадлежал к племени идумеев. Дед Ирода принял иудаизм, а отец сумел достичь высокого положения в обществе. Он стал советником Гиркана, но был отравлен заговорщиками. Опасность угрожала и самому Ироду. Тогда он отправился в Рим, и Сенат объявил его царём. Взамен, под предлогом военной помощи новому правителю, в Иудею вошли римские войска. В Риме Ирод фактически отрёкся от Единого Бога народа Израиля и принёс жертву в храме Юпитера. Он занял трон, но до конца жизни лишился покоя.
Ирод боялся покушений и заговоров, он стал подозрительным и мстительным, и, опасаясь потерять свою власть не щадил никого. Он даже казнил любимую жену, чтобы жениться на девушке из царской династии Хасмонеев и упрочить свои права на престол. Ирод заподозрил троих своих сыновей в заговоре и отдал их палачу. Уже смертельно больной, он тщательно придумал ритуал своих похорон. Царь приказал взять в заложники представителей самых знатных иудейских семейств. Их держали в заключении на городском ипподроме, чтобы казнить сразу после смерти Ирода. Тогда бы скорбь горожан уж точно была бы неподдельной.
Власть Ирода держалась на мечах римлян. Это понимали и чувствовали в Иудее. И с каждым годом всё отчаяннее ждали обещанного когда-то Самим Богом прихода Мессии. Историк, профессор Российского государственного гуманитарного университета Валерий Шабуров считает, что ожидание было основным настроением той эпохи.
Пророчества гласили, что Мессия должен родиться на родине царя Давида, в городе Вифлееме, и стать подлинным царем Иудеи и всего мира. По словам протоиерея Максима Козлова, настоятеля храма Серафима Саровского, даже язычники знали пророчества о рождении Божественного Младенца.
Как свидетельствует евангелист Лука, накануне рождения Иисуса Христа римский император Октавиан Август решил провести перепись населения, чтобы узнать численность налогоплательщиков своей империи и зависимых от Рима территорий. В Иудее подобные записи велись обычно по коленам, то есть по родам потомков двенадцати сыновей ветхозаветного патриарха Иакова, образовавших, согласно Священному Писанию, израильский народ. У каждого рода был свой главный город, откуда происходил общий предок. Поэтому плотник Иосиф, живший в Назарете, отправился на перепись в город Вифлеем – город своего предка царя Давида. Переписи подлежали и мужчины, и женщины, и Иосиф взял с собой Деву Марию, которая была на последнем месяце беременности.
В Вифлееме уже не осталось ни мест на постоялых дворах, ни свободного угла, поэтому Иосиф и Дева Мария нашли себе приют недалеко от города, в пещере. Их было немало в окрестностях города, туда пастухи загоняли скот на время ненастья. Ночью у Пресвятой Девы Марии родился Сын Божий. Богородица спеленала Младенца и положила его в каменные ясли, где обычно был корм для скота.
Пещеру, в которой родился Христос, в четвертом веке нашла экспедиция царицы Елены, матери императора Константина Великого. Вокруг пещеры был воздвигнут храм Рождества Христова.
Что же происходило в Вифлееме в ту чудесную ночь, когда родился Иисус Христос? Первыми о рождении Спасителя узнали пастухи. Перед ними в ослепительном сиянии явился ангел Божий. Пастухи испугались, но небесный посланец успокоил их. Он возвестил им, что всем людям сегодня дарована великая радость. Внезапно перед пастухами появилось множество других ангелов, они славили Бога и пели: "Слава в вышних Богу, и на земле мир". Пастухи поспешили в пещеру и обнаружили там Марию, Иосифа и Младенца. Они поклонились Христу и рассказали, что видели и слышали от ангелов.
Вскоре о рождении Спасителя узнали восточные мудрецы – волхвы – и царь Ирод. О последовавших за этим событиях рассказывается в Евангелии от Матфея (глава 2, стихи с 1-12) , которое 7 января на праздник Рождества Христова читается во всех православных храмах:
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою.
Царь Ирод так отчаянно боялся за свой престол, что для него угрозой был даже маленький ребёнок. Когда он понял, что волхвы к нему не вернутся, то приказал убить всех первенцев мужского пола младше 2-х лет в Вифлееме и окрестностях. Невинные дети стали первыми христианскими мучениками. Церковь чтит их память 11 января по новому стилю. Мы знаем, что Господь уберёг Своего Сына: ангел предупредил Святое семейство и Иосиф с Девой Марией и младенцем Христом бежали в Египет. Удалось спастись ещё одному мальчику, сыну первосвященника Захарии, будущему Иоанну Крестителю. А царь Ирод вскоре умер от мучительной болезни. Римляне разделили Иудею на несколько частей между наследниками Ирода, а потом и вовсе лишили страну даже видимости независимости. Новой провинцией империи стал управлять наместник-прокуратор. Символично, что именно в эпоху распада Иудеи, во время окончательной потери её политической и экономической свободы, произошло Рождество Иисуса Христа, давшее настоящую свободу и подлинное спасение не только Иудее, но и всему миру.
В данной программе использованы материалы "Первого канала", интернет-газеты «Вести.Ru», музыкального портала «muztune.com».
Деяния святых апостолов

Деян., 50 зач., XXVII, 1-44.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии есть истории про чудесный улов рыбы: это происходило тогда, когда апостолы действовали по указаниям Христа, при этом стоит помнить, что апостолы были профессиональными потомственными рыбаками, Христос же по Своему земному ремеслу никого отношения к рыбной ловле не имел, Он был плотником. Нечто подобное мы можем наблюдать и в первохристианскую эпоху: ученики Христовы, научаемые Богом, оказывались дальновиднее профессионалов. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит 27-я глава книги Деяний святых апостолов. Эта глава содержит рассказ о чудесном спасении апостола Павла и его спутников во время морской бури.
Глава 27.
1 Когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию.
2 Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники.
3 На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием.
4 Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров,
5 и, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские.
6 Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него.
7 Медленно плавая многие дни и едва поровнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне.
8 Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея.
9 Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал,
10 говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни.
11 Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла.
12 А как пристань не была приспособлена к зимовке, то многие давали совет отправиться оттуда, чтобы, если можно, дойти до Финика, пристани Критской, лежащей против юго-западного и северо-западного ветра, и там перезимовать.
13 Подул южный ветер, и они, подумав, что уже получили желаемое, отправились, и поплыли поблизости Крита.
14 Но скоро поднялся против него ветер бурный, называемый эвроклидон.
15 Корабль схватило так, что он не мог противиться ветру, и мы носились, отдавшись волнам.
16 И, набежав на один островок, называемый Клавдой, мы едва могли удержать лодку.
17 Подняв ее, стали употреблять пособия и обвязывать корабль; боясь же, чтобы не сесть на мель, спустили парус и таким образом носились.
18 На другой день, по причине сильного обуревания, начали выбрасывать груз,
19 а на третий мы своими руками побросали с корабля вещи.
20 Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасению.
21 И как долго не ели, то Павел, став посреди них, сказал: мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда.
22 Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль.
23 Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь
24 и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою».
25 Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано.
26 Нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров.
27 В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-то земле,
28 и, вымерив глубину, нашли двадцать сажен; потом на небольшом расстоянии, вымерив опять, нашли пятнадцать сажен.
29 Опасаясь, чтобы не попасть на каменистые места, бросили с кормы четыре якоря, и ожидали дня.
30 Когда же корабельщики хотели бежать с корабля и спускали на море лодку, делая вид, будто хотят бросить якоря с носа,
31 Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись.
32 Тогда воины отсекли веревки у лодки, и она упала.
33 Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего.
34 Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы.
35 Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть.
36 Тогда все ободрились и также приняли пищу.
37 Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ.
38 Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море.
39 Когда настал день, земли не узнавали, а усмотрели только некоторый залив, имеющий отлогий берег, к которому и решились, если можно, пристать с кораблем.
40 И, подняв якоря, пошли по морю и, развязав рули и подняв малый парус по ветру, держали к берегу.
41 Попали на косу, и корабль сел на мель. Нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн.
42 Воины согласились было умертвить узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал.
43 Но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения, и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю,
44 прочим же спасаться кому на досках, а кому на чем-нибудь от корабля; и таким образом все спаслись на землю.
В этой довольно пространной истории мы видим то же, что и в Евангелии: человек, не являющийся специалистом, даёт советы профессионалам, и его советы оказываются верными, более того, они помогают спасти жизни людей. Апостол Павел, предостерегая против продолжения пути ничего не сказал об источнике своего знания, его слова звучали так: «Мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни» (Деян. 27:10). Однако мы понимаем, что видение Павла было прозрением от Бога, а потому и слова Павла — это не столько его собственные слова, сколько слова Того, Кто имеет власть над всем творением. Как мы только что услышали, моряки не поверили апостолу и продолжили путь. В конечном же итоге всё случилось так, как о том предвозвещал святой апостол.
Эта история может быть нам интересна вот по какой причине: Бог неизменен, значит, неизменна и Его способность открывать людям ту информацию, которую Он сочтёт нужным открыть. Однако воспринять эту информацию могут далеко не все, у большинства попросту нет необходимого навыка, ведь для такого уровня общения с Богом нужно, как минимум, научиться усердной нерассеянной молитве. Любой, кто стремится к такой молитве, знает, насколько непросто её обрести, обучению такой молитве можно посвятить всю жизнь.
Впрочем, не стоит забывать, что есть среди нас и те люди, которые умеют так молиться. Их совсем немного, о них мало кто знает, но они есть, и они способны поступать подобно апостолу Павлу — открывать людям то, что бывает известно лишь Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Бесплатная подготовка к ЕГЭ и поступлению в ВУЗы от фонда «Путёвка в жизнь»

Московский фонд «Путёвка в жизнь» бесплатно помогает школьникам из регионов подготовиться к экзаменам и поступить в ВУЗы на бюджет. Фонд поддерживает целеустремлённых ребят, которым нравится учиться, и чьи семьи не могут оплатить подготовку к ЕГЭ и вступительным экзаменам.
Наташа росла в маленьком селе в Курганской области. С детства она проявляла особое стремление к обучению, но возможностей для развития её способностей в местной школе не было. Поэтому семья приняла решение отправить Наташу учиться в лицей-интернат для одарённых детей. Там девушка увлеклась математикой, биологией и географией. В 2022 году в интернете Наташа узнала о благотворительной программе «Поддержи таланты», которая предлагала помощь в подготовке к экзаменам. Девушка прошла конкурсный отбор и приступила к занятиям. Фонд «Путёвка в жизнь» предоставил ей ноутбук и доступ к обучению в лучших онлайн-школах страны. Благодаря такой поддержке Наташа успешно окончила лицей и поступила на факультет геодезии в Уральский федеральный университет в Екатеринбурге.
На первом курсе она, как и все выпускники программы «Поддержи таланты», получала стипендию от Фонда. Сейчас Наташа перешла уже на 3-й курс. Она успешно совмещает учёбу с работой по специальности и даже копит деньги на курсы вождения.
Программа «Поддержи таланты» — это реальная помощь ребятам из сёл и малых городов, у которых есть способности и желание учиться, но не хватает для этого ресурсов. До 30 июня фонд «Путёвка в жизнь» принимает новые заявки на участие в программе от выпускников 9-х и 10-х классов. Узнайте больше обо всех возможностях на сайте фонда «Путёвка в жизнь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Общество и человек в романе «Евгений Онегин». Протоиерей Павел Карташев

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел о природе уныния и о влиянии общества на человека на примере образов романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни, творчеству и духовному пути А.С. Пушкина.
Первая беседа с экскурсоводом первой категории Государственного музея Александра Сергеевича Пушкина в Москве Анной Исаевой была посвящена детству и юности поэта; (эфир 02.06.2025)
Вторая беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена ссылкам А.С. Пушкина; (эфир 03.06.2025)
Третья беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена последним годам жизни А.С. Пушкина. (эфир 04.06.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер