Раньше считалось, что если девушка не вышла замуж до двадцати пяти лет, то уже никогда и не выйдет. Надежде Забеле было почти тридцать лет, а она до сих пор была одинока. По меркам конца девятнадцатого века она давно была старой девой – косо посматривали уже на двадцатилетних незамужних девиц…
Надежда если и печалилась, то не показывала этого. Она решила посвятить жизнь оперному пению и вполне преуспевала в этом. Её чистое и нежное сопрано покоряло даже жестокие сердца, а зрители плакали, впечатлённые её исполнением ролей.
Восторг слушателей какое-то время радовал Надежду. Но восхищение поклонников мимолётно, оно не может заменить то тепло, которое даёт семья. Поэтому в глубине души Надежда ждала того единственного, кто увидит в ней больше, чем просто певицу.
Это случилось в Петербурге на репетиции оперного спектакля «Гензель и Гретель». Надежда играла Гретель – очаровательную девушку с проникновенным голосом. Она настолько вжилась в роль, что забыла о людях, которые сидят в зале. Поэтому Надежда испугалась, когда во время перерыва на сцену стремительно вбежал какой-то мужчина. Он бросился к отпрянувшей певице, поцеловал её руку и воскликнул: «Прелестный голос!» Незнакомец был немолод, но красив, в его глазах светилась одухотворённость и такое искреннее восхищение, что всякий страх у девушки исчез. Стоявшая рядом актриса поспешила представить мужчину – это оказался театральный художник Михаил Врубель.
Михаил был чувствителен не только к цветам, улавливая их тончайшие оттенки, но и к звукам. Он был покорён навсегда, когда услышал пение Гретель в тёмном зале. Исполнительница сказочной девочки в сумраке показалась невинным ангелом, который потерялся на этой грешной земле… Когда он увидел её рядом с собой, очарование не рассеялось. Перед ним стояла самая настоящая сказка – так Михаил видел Надежду. Её глубокие тёмные глаза потом воплотятся на многих полотнах Врубеля. С той встречи в театре Надежда стала его единственной музой.
На следующий же день Врубель предложил нарисовать Надежду в образе Гретель вместе с артисткой, которая исполняла партию юного Гензеля. Добрую половину дня девушки позировали художнику. Врубель понял, что расстаться с Надеждой уже не может… И предложил ей руку и сердце. Талантливый, порывистый и искренний мужчина понравился девушке. Ему исполнилось сорок лет, но ведь и Надежде было не восемнадцать. Они оба уже знают жизнь, а значит, не наделают тех ошибок, которые так свойственны молодости. И Надежда сказала, что если картина удастся, то она выйдет за него замуж. Картина удалась. Через два месяца Надежда и Михаил обвенчались.
С тех пор образ молодой жены появлялся на всех картинах Врубеля, а он стал посещать все её выступления. Они верили друг в друга: он – в её успех на сцене, она – в его талант художника. Им было очень хорошо вдвоём. Они не ссорились, помогали друг другу в работе, вместе ездили на гастроли и ходили на выставки. Жена стала для Михаила сказочной царевной. А Врубель стал для Надежды сказочным принцем – он не только ценил её голос и артистическое мастерство, но и любил как женщину со всей глубиной её хрупкой души.
К сожалению, их счастье продлилось недолго. Михаила сразила тяжёлая душевная и телесная болезнь. Он ослеп и несколько лет провёл в больницах, почти на ощупь рисуя жену, а потом умер. Похоронив мужа, Надежда лишилась своего единственного светоча. Сцена, зрители, аплодисменты ещё были в её жизни, но без Михаила и его метких советов, без его тепла они потеряли всю привлекательность. Долгое горе ослабило здоровье Надежды, и через три года после смерти мужа она умерла, сражённая неизлечимой в то время чахоткой.
Но любовь Михаила и Надежды продолжает жить. Достаточно взглянуть на любую картину Врубеля, где он писал свою жену, чтобы понять, каким сильным было его чувство. Записи выступлений Надежды не сохранились, зато есть её портрет на картине «Царевна-Лебедь». Взглянув на неизбывную нежность в глазах царевны, любой поймёт, что она в тот момент смотрела на самого любимого в мире человека.
Храм Рождества Богородицы. Владикавказ

В южной части Владикавказа есть исторический район Осетинская слобода. Здесь на улице Рождественской, в пятистах метрах от набережной реки Терек, стоит старейшая церковь города. Храм посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Он был основан в 1814 году. На тот момент Владикавказ представлял собой военную крепость у входа в Дарьяльское ущелье. Форт построили в 1784 году по указу царицы Екатерины Второй для защиты южных рубежей Российской империи.
За мощными стенами русского укрепления нашли защиту от соседних племён осетины, прежде обитавшие выше в горах. Это были потомки аланов — христианского народа, пострадавшего от монгольских завоевателей в тринадцатом столетии. За многие века горцы утратили церковные традиции. Вернуться к вере им помогли русские миссионеры. Именно они построили в Осетинской слободе церковь Рождества Богородицы — вначале деревянную, а спустя несколько лет — каменную.
В дальнейшем в среде осетинского народа появились свои просветители. Так, в 1862 году настоятелем храма Рождества Богородицы стал священник Аксо, а в русском произношении Алексий Колиев. Он заботился о том, чтобы соотечественники имели возможность изучать Священное Писание на родном языке. Важнейшей задачей отец Алексий считал развитие женского образования на Кавказе. Он говорил, что грамотная мать сможет прочитать Евангелие и передать Благую весть своим детям. На собственные средства священник организовал школу для девочек и сам преподавал в ней. Миссионер перевёл на осетинский язык многие молитвы и писал духовные стихи. При нём церковь Рождества Богородицы стала духовным центром Владикавказа.
В храме сложилась дружная община. Когда после революции 1917 года старинное здание собирались снести, прихожане встали на его защиту. Церковь удалось спасти. Многие годы в ней размещался музей. Героем экспозиции стал поэт Коста Хетагуров — основоположник осетинской литературы.
В 1993 году храм Рождества Богородицы вновь стал действующим. Сегодня под его сводами регулярно совершаются богослужения. Голубое здание стоит на возвышенности и золотой крест над шатровым куполом виден за несколько кварталов. Со смотровой площадки у церкви открывается потрясающий вид на Кавказские горы. Этой панорамой любовались и первые жители Владикавказа.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Собор Вознесения Господня. Йошкар-Ола

В центре Йошкар-Олы, неподалёку от набережной реки Малая Кокшага, стоит белокаменный Вознесенский собор — величественный, двухэтажный, с мощным куполом-сферой. Он радует глаз резным декором — кажется, что стены оплетены тонким кружевом. Собор возвели в 1756 году, город тогда назывался Царёвококшайском. Еще раньше на этом месте стоял небольшой деревянный храм, также освящённый в честь праздника Вознесения Господня.
Обе церкви были построены на средства местных купцов Пчелиных. Это семейство поселилось в Царёвококшайске на заре его основания, в конце шестнадцатого столетия. Русская крепость появилась тогда в непроходимых лесах на левом берегу Волги после присоединения к России Казанского ханства. Предприимчивые торговцы разбогатели, скупая у местных крестьян-марийцев зерно, хмель, мёд, пушнину, рыбу и отправляя товар в другие регионы. При этом купцы заботились о христианском просвещении язычников и не жалели денег на храмы.
Деревянную Вознесенскую церковь поставил над рекой Малая Кокшага Андрей Пчелин в конце семнадцатого века. Чуть позже он приобрёл для храма колокольню. Сохранился документ — купчая, в которой сказано, что Андрей Иванович заплатил монахам Мироносицкой пустыни за звонницу четыре рубля. Строение раскатали на брёвна, перевезли за двадцать верст в Царевококшайск и собрали возле храма Вознесения.
Когда же город стал прирастать каменной застройкой, сын Андрея Пчелина, Иван, выделил средства на строительство собора на месте деревянной церкви. Об этом меценате сохранилось немало противоречивых историй. В целом они укладываются в рассказ о разбойнике, который покаялся и послужил людям своим богатством. Иван Пчелин не только построил великолепный Вознесенский храм, но и устраивал на его территории в праздничные дни благотворительные обеды.
В храме Вознесения Господня с самого момента основания сложились традиции просвещения. Изначально здесь существовала небольшая воскресная школа, а к началу двадцатого века при соборе действовало уже несколько училищ и женская гимназия. Все эти образовательные учреждения оказались закрыты после революции 1917 года. Прекратились тогда и богослужения.
За годы советской власти здание изменилось до неузнаваемости. Когда храм вернули православным в 1992 году, потребовалось немало усилий для его восстановления. Но прихожане справились! Сегодня Вознесенский собор — украшение Йошкар-Олы и один из духовных центров города!
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Сочи

На северо-восточном побережье Черного моря раскинулся город Сочи — крупнейший курорт Краснодарского края. В 2014 году этот живописный уголок стал местом проведения международных Олимпийских игр. За несколько лет до соревнований в городе началась подготовка к ним. Основной площадкой состязаний избрали Имеретинскую низменность между реками Мзымта и Псоу.
Проводя здесь масштабные работы, строители обнаружили развалины древнего христианского храма. Ученые исследовали руины и датировали их девятым веком. В то далекое время территория, на которой расположен современный Сочи, была частью Византийской империи. Государство взяло находку под охрану и археологи занялись раскопками.
Тогда же, перед Олимпиадой, в Имеретинской низменности начиналось возведение церкви для православных участников и гостей спортивного праздника. Сочинцы решили, что новый храм должен стать историческим преемником обнаруженного неподалёку византийского собрата. Камень из древней стены положили в основание будущей церкви.
Строительство завершилось в начале января 2014 года. Храм-исполин с мощным куполом-шлемом стал украшением Олимпийской деревни, обустроенной в Имеретинской низменности. Церковь освятили в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. На Рождество 2014 года здесь состоялось первое богослужение. На нём присутствовал президент России Владимир Путин. Он подарил храму украшенный сусальным золотом старинный образ Иисуса Христа «Спас Нерукотворный».
5 февраля 2014 года Святейший патриарх Кирилл совершил в Спасской церкви молебен в преддверии Олимпиады. В богослужении приняли участие спортсмены из России, Украины, Беларуси и Молдовы. На протяжении международных состязаний храм в Олимпийской деревне посещали люди со всех концов земного шара.
Сегодня церковь Нерукотворного образа Спасителя — одно из любимых мест у жителей Сочи и гостей города. Величественное здание окружено парком, а у входа бьёт фонтан. Колокольня оснащена автоматической системой звонов — в её репертуаре несколько десятков мелодий. Вечером церковь озаряет подсветка. По утрам православный люд спешит в Олимпийскую деревню на богослужение. Соборная молитва в Спасской церкви совершается ежедневно!
Все выпуски программы ПроСтранствия