В 1875 году Филарет Синьковский, тридцатилетний священник из Херсонской губернии, был назначен миссионером на Алтай.
Служа в сёлах Чёрный Ануй, Ильинское и Тюдрала, отец Филарет построил там церкви и школы. Проповедуя язычникам и укрепляя в вере новокрещёных, священник проделывал огромный путь по «убийственным», как он выражался, дорогам, с топями, «в которых лошади погружались по брюхо».
В 1882 году отец Филарет стал первым руководителем Киргизской миссии, основанной на севере нынешнего Казахстана. В его подчинении были лишь псаломщик и переводчик, а действовать предстояло на огромном пространстве, населённом в основном кочевниками-киргизами.
Центром миссии стало расположенное среди кочевий казачье село Буконское. Благодаря отцу Филарету там была построена новая церковь, появились мужская и женская школы.
Но главным делом всё же была проповедь язычникам, мусульманам, а также раскольникам. Например, в результате посещения села Тоурак, населённого почти одними староверами, ему удалось многих расположить к Православию и воссоединить с Церковью одну семью.
В холодное время отец Филарет проповедовал в киргизских зимовьях. Однако почти никто не хотел принимать крещение: людям трудно было преодолеть свои традиции.
Как писал миссионер, «крещение киргизов сопряжено с большими препятствиями. Когда я окрестил первого киргиза, то отец его угрожал даже убить своего сына». Некоторые степняки пытались бежать от своих родных, чтобы принять Крещение. Но, как вспоминал отец Филарет, «быстрые джигиты, как коршуны, налетали на беглецов и уводили в аул».
За годы служения в степях миссионер крестил около двухсот киргизов, перевёл на киргизский язык Евангелие и множество молитв.
Отец Филарет помогал новокрещёным устроиться в жизни, так как они лишались поддержки родных. Он собирал деньги для приобретения жилья киргизам и для выплаты калыма родителям крещёных девушек, вступавших в брак, обеспечивал детям образование.
В 1891 году отец Филарет был назначен начальником Алтайской и Киргизской миссий, принял монашеский постриг с именем Владимир и стал епископом Бийским. Впоследствии он возглавлял Владикавказскую, Кишинёвскую и Донскую епархии, уже в качестве архиепископа.
В Осетии при владыке Владимире продолжалось возрождение Православия. Он открыл Ардонскую духовную семинарию, женское училище во Владикавказе, множество школ, освятил тридцать храмов и часовен, впервые провёл знаменитый крестный ход с Моздокской иконой Божией Матери. В поездках по епархии он убеждал осетин, что девочки имеют право ходить в храм и должны получать образование.
Архиепископ Владимир был добр к людям. Как вспоминал священномученик Никодим (Кротков), «редкий день, бывало, не встретишь в его приёмной десятка бедняков, из коих никто не уходил без помощи».
Видя нарастание революционных настроений, владыка Владимир указывал на особую ответственность пастырей и говорил, что «в настоящее неспокойное время епископское служение можно назвать по справедливости подвигом мученическим».
Скончался архиепископ Владимир в грозном 1917 году.
Просветитель алтайцев, казахов и осетин, он показал достойный пример миссионерского служения, со всей его, как выражался владыка, «горечью и сладостью».
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, как укрепляться Господом
В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».
О взаимодействии человека с Богом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В общении с Богом есть две стороны — божественная и человеческая. Поэтому в любых ситуациях, где описывается взаимодействие Бога и человека, надо смотреть, что в этом общении даёт Господь и что нужно от человека.
Слова апостола Павла — «Укрепляйтесь Господом» — как раз и говорят о взаимодействии с Богом. Чем Творец может помочь человеку? Об этом хорошо сказано в «Псалтири»: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». То есть Господь посылает благочестивому человеку Свою благодать, которая сохраняет его от зла и направляет к вечной жизни.
А какие условия должен создать для этого человек? Он, по слову апостола Павла, должен укрепляться Господом. Как это сделать, поясняет сам Святой Павел, перечисляя необходимые для нас инструменты спасения. Он называет истину, праведность, благовестие, веру, слово Божие и молитву. Главное, чтобы человек пребывал в истине. В этом ему поможет слово Божие. Когда человек станет праведным, то Божие слово донесёт другим, а связь с Всевышним будет держать через молитву. Именно так христианин сможет избежать сетей лукавого и унаследовать Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема











