В 1875 году Филарет Синьковский, тридцатилетний священник из Херсонской губернии, был назначен миссионером на Алтай.
Служа в сёлах Чёрный Ануй, Ильинское и Тюдрала, отец Филарет построил там церкви и школы. Проповедуя язычникам и укрепляя в вере новокрещёных, священник проделывал огромный путь по «убийственным», как он выражался, дорогам, с топями, «в которых лошади погружались по брюхо».
В 1882 году отец Филарет стал первым руководителем Киргизской миссии, основанной на севере нынешнего Казахстана. В его подчинении были лишь псаломщик и переводчик, а действовать предстояло на огромном пространстве, населённом в основном кочевниками-киргизами.
Центром миссии стало расположенное среди кочевий казачье село Буконское. Благодаря отцу Филарету там была построена новая церковь, появились мужская и женская школы.
Но главным делом всё же была проповедь язычникам, мусульманам, а также раскольникам. Например, в результате посещения села Тоурак, населённого почти одними староверами, ему удалось многих расположить к Православию и воссоединить с Церковью одну семью.
В холодное время отец Филарет проповедовал в киргизских зимовьях. Однако почти никто не хотел принимать крещение: людям трудно было преодолеть свои традиции.
Как писал миссионер, «крещение киргизов сопряжено с большими препятствиями. Когда я окрестил первого киргиза, то отец его угрожал даже убить своего сына». Некоторые степняки пытались бежать от своих родных, чтобы принять Крещение. Но, как вспоминал отец Филарет, «быстрые джигиты, как коршуны, налетали на беглецов и уводили в аул».
За годы служения в степях миссионер крестил около двухсот киргизов, перевёл на киргизский язык Евангелие и множество молитв.
Отец Филарет помогал новокрещёным устроиться в жизни, так как они лишались поддержки родных. Он собирал деньги для приобретения жилья киргизам и для выплаты калыма родителям крещёных девушек, вступавших в брак, обеспечивал детям образование.
В 1891 году отец Филарет был назначен начальником Алтайской и Киргизской миссий, принял монашеский постриг с именем Владимир и стал епископом Бийским. Впоследствии он возглавлял Владикавказскую, Кишинёвскую и Донскую епархии, уже в качестве архиепископа.
В Осетии при владыке Владимире продолжалось возрождение Православия. Он открыл Ардонскую духовную семинарию, женское училище во Владикавказе, множество школ, освятил тридцать храмов и часовен, впервые провёл знаменитый крестный ход с Моздокской иконой Божией Матери. В поездках по епархии он убеждал осетин, что девочки имеют право ходить в храм и должны получать образование.
Архиепископ Владимир был добр к людям. Как вспоминал священномученик Никодим (Кротков), «редкий день, бывало, не встретишь в его приёмной десятка бедняков, из коих никто не уходил без помощи».
Видя нарастание революционных настроений, владыка Владимир указывал на особую ответственность пастырей и говорил, что «в настоящее неспокойное время епископское служение можно назвать по справедливости подвигом мученическим».
Скончался архиепископ Владимир в грозном 1917 году.
Просветитель алтайцев, казахов и осетин, он показал достойный пример миссионерского служения, со всей его, как выражался владыка, «горечью и сладостью».
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.