В тысяча восемьсот девяносто втором году у художника Василия Верещагина родился сын, которого назвали тоже Васей. Самому живописцу исполнилось пятьдесят. Он уже был известен во всём мире благодаря циклу картин, посвящённых военным операциям в Средней Азии, русско-турецкой войне. Художник писал по личным впечатлениям — он получил Георгиевский крест за участие в обороне Самарканда, был ранен на Балканах. Лучше всего главную тему творчества Верещагина выразила его картина-аллегория «Апофеоз войны». Художник стремился показать неприглядность, ужас милитаризма.
Верещагины жили под Москвой, в своей усадьбе в Нижних Котлах. Вася вспоминал, что отец работал с раннего утра и до поздней ночи. Но он организовал день так, чтобы уделять внимание сыну и его младшим сёстрам, Ане и Лиде. Перед завтраком отец делал вместе с детьми гимнастику. Вечерами все собирались у рояля. Лидия Васильевна, супруга Верещагина, играла, сам Василий Васильевич пел, в том числе и романсы, написанные вместе с женой.
Местом притяжения для мальчика была мастерская отца. На её стенах были развешаны коллекции оружия, памятные вещи, такие, как знамя генерала Скобелева, которое он лично подарил Верещагину. Здесь было много диковин, привезённых художником из его заграничных поездок на Филлипины, в Индию, Японию, Среднюю Азию.
Вася вспоминал: «Когда отец садился передохнуть, мы радостно бросались к нему: я садился на одну ручку кресла, сестра Аня — на другую, а младшая Лида карабкалась на колени. Минут пять-десять все весело разговаривали. Отец смеялся, шутил. Потом его взгляд устремлялся к картине, он начинал отвечать односложно, осторожно освобождался от наших объятий и продолжал работать». Художник любил рассказывать сыну об исторических подробностях, стоявших за сюжетом полотен.
Вася был самым старшим из детей, и Верещагин часто брал его с собой в Москву. В глазах ребёнка обыденные поездки превращалась в череду ярких эпизодов. Он запомнил случайную встречу отца с караульным-гренадёром, — оказалось, что тот сражался на русско-турецкой войне. Два ветерана долго оживлённо беседовали, вспоминали минувшие бои.
Однажды перед воротами Московского Кремля отец обнажил голову и попросил сына снять шапку: «Мы с тобой снимем шляпы в память русских людей, строивших эти стены, в память русских ратников и воевод, которые проходили и проезжали когда-то здесь, отправляясь в поход для защиты родной земли!»
Запомнил Вася и такие слова отца: «Всю свою жизнь горячо любил солнце и хотел писать солнце. Но призрак войны заставлял его изображать войну».
Верещагин считал, что его картины будут убедительны лишь тогда, когда он сам переживёт и прочувствует события вместе со своими героями. Поэтому в тысяча девятьсот четвёртом году художник принял решение отправиться на Русско-Японскую войну. Верещагин попрощался с детьми, вышел из дома, но потом спешно вернулся, чтобы ещё раз взглянуть на детей. Он словно предчувствовал что-то. Вася вспоминал: «Отец стоял на пороге, лицо его выражало страшное волнение, а глаза, в которых блестели слёзы, он быстро переводил с одного из нас на другого... Потом он резко повернулся и вышел».
Художник Верещагин погиб через месяц, при взрыве броненосца «ПетропАвловск» в Японском море.
Василий Верещагин-младший унаследовал от отца и любовь к жизни, и ненависть к войне, и личную храбрость. Неудивительно, что, когда началась Первая мировая, сын художника добровольцем пошёл на фронт. За проявленный героизм он, как и отец, был награждён Георгиевским крестом. После революции Василий жил в Чехии, стал инженером по строительству шоссейных дорог. Он продолжал хранить внутреннюю связь с отцом и оставил о нём мемуары, полные восхищения.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Принять участие в возрождении Знаменского храма в селе Яковлево
Александр Воробьёв — доброволец и участник проекта «Школа хранителей храмов», созданного фондом «Белый ирис». Вот уже несколько лет мужчина занимается восстановлением Знаменской церкви в селе Яковлево Ивановской области. В начале 20 века, после революции, святыню постигло разорение и запустение. Сегодня Александр и другие жители села пытаются вдохнуть в эту церковь новую жизнь. На вопрос — зачем вам этим заниматься — волонтёр отвечает: «Без литургии вымирает село, а храм — это центр притяжения, основа активной жизни и к тому же — памятник культурного наследия».
Однако долгое время мужчина не знал, как подступиться к храму, с чего начать. Поэтому обратился за помощью в фонд «Белый ирис». Так Александр стал участником «Школы хранителей храмов», где познакомился с близкими по духу людьми, узнал о процессе восстановления святынь и о том, с чего необходимо начать. Теперь полученные знания он применяет на деле.
На сегодня жители села Яковлево уже расчистили территорию Знаменского храма от зарослей, убрались внутри, вставили окна, установили купол с крестом и готовы притупить к ремонту. «После того, как завершатся основные работы и начнутся богослужения, мы займёмся приходской жизнью и воскресной школой», — делится планами Александр. «А пока нам нужно решить много задач. В связи с этим очень нужны материалы и люди: архитекторы, каменщики, реставраторы, кровельщики и волонтёры», — говорит мужчина.
Если у вас есть желание поддержать храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», что в селе Яковлево, свяжитесь с добровольцем Александром Воробьёвым по телефону: 8 916 714 53 85.
А если хотите помочь храму в своём регионе и не знаете, с чего начать, переходите на сайт фонда «Белый ирис»
Реквизиты для помощи Знаменскому храму:
ИНН: 3700007938
КПП:370001001
ОГРН: 1233700005934
Расчётный счёт: 40703810110000100161
БИК: 041708602
БАНК: ВЛАДИМИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 8611 ПАО
СБЕРБАНК К/С: 30101810000000000602
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вербное воскресенье. Страстная седмица». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужений в ближайшее воскресенье, в которое празднуется Вход Господень в Иерусалим, и в дни Страстной Седмицы.