Начиная читать духовную литературу, вы столкнетесь с понятием греха и страсти. Что это такое?
Страсти и грех — это одинаковые и одновременно разные вещи. Грех вырастает из страсти. Страсть — это семена, а грех — это выросшее растение. Страсти носят в себе все люди, а грехи, к счастью, выходят на поверхность и легче узнаются. Грехи ‒ как деревья в лесу, срубить их проще. А страсти тяжело распознаются и тяжело выкорчевываются, они подобны корням деревьев.
Итак, грехи — это страсти, оформившиеся и пришедшие в действие. А страсти — это по большей части явление внутренней жизни. Это тайна, изнанка человека. Можно всю жизнь бороться с грехом, оставляя без внимания страсть. Например, можно всю жизнь бороться с пьянством ‒ пить какие-то таблетки, капать лекарства, ‒ но не понять, почему ты болен. А болен можешь быть потому, что у тебя есть глубокая, неуёмная гордыня, от неё ‒ недовольство жизнью и отсюда желание уйти в «параллельный мир». Так и с другими грехами — в их основе всегда что-то застарелое, что-то неисповеданное. Нечто любимое, что душа не хочет отдавать.
Поэтому надо копать вглубь.
Допустим, я очень раздражительный человек. Раздражительность — это грех, а причина его — страсть. Может быть, страсть гнева, которая, в свою очередь, рождается от нетерпения, гордости, от желания первенства. Такой человек тороплив, вспыльчив, категоричен, упрям, стои́т на своём и не слушает противоположную точку зрения, не сдержан на язык, злопамятлив. Он может приписать это свойствам своего характера. На самом деле, это семена страстей, уже оформленных в грехи.
Нужно руководствоваться открытым, проверенным учением Церкви, а это: Евхаристия, Евангелие, молитвослов и ты. А всё, что будет дальше, уже от Бога зависит. Он посмотрит на степень твоей искренности, на твои силы, на меру твоего духовного и телесного здоровья и твои нравственные возможности. И либо позовёт тебя дальше на большие труды, либо скажет: «Храни, что имеешь, пока приду».
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема