Мне очень нравится путешествовать. И ни одна поездка не обходится без приключений, правда иногда они бывают не совсем приятные. Но чтобы ни происходило, на моём пути обязательно встречаются люди, которые готовы помочь, направить или просто ободрить добрым словом.
Однажды зимой мы с друзьями отправились в турпоход под Архангельск. Привезли нас в глухую деревню и поселили в уютном бревенчатом доме с настоящей русской печью. Он принадлежал кому-то из местных жителей.
Каждый день рано утром мы выходили в лес кататься на лыжах. Двигались по определённому маршруту вместе с нашим сопровождающим Родионом. Места были сказочно красивые. Кругом высокие неподвижные ели, укрытие толстым слоем снега.
Как-то раз, во время очередного похода, несколько человек из нашей группы предложили немного изменить маршрут. Все дружно поддержали их идею. И в итоге мы заблудились. Долго плутали по лесу в поисках верного маршрута. И вместо 20 намеченных километров прошли около 30. Мы все выбились из сил. Последние минуты нашего похода дались особенно тяжело. Ноги уже не держали, я постоянно падала и отставала от группы. Инструктор Родион всё время держался рядом и всячески меня подбадривал. Неожиданно он спросил: «Чего бы тебе сейчас больше всего хотелось?». Недолго думая, я ответила: «Очень хочется мандаринов!». И действительно, в тот момент это было бы большим утешением. Только откуда взяться мандаринам в глухой заснеженной деревушке?! Накануне мы с друзьями заходили в местный маленький магазин, и фруктов там не было.
Благодаря поддержке Родиона мне немного удалось забыть об усталости. И вместе с группой я благополучно добралась до дома.
Вечером, когда мы с друзьями пили чай в нашей сказочной избушке и приходили в себя после дневного приключения, к нам зашёл Родион с большим пакетом мандаринов и по-отцовски заботливо протянул их мне. Я даже немного растерялась от неожиданности. И поразили меня не столько мандарины, сколько сам поступок Родиона. Казалось бы, посторонний человек, а отнёсся ко мне с пониманием и сочувствием. Как же хорошо, что в этой северной деревушке живут такие люди, как Родион!
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.