
В конце 18 века в городе Симбирске появился юродивый по имени Андрей Ильич Огородников. Народ почитал его как блаженного. Один из воспитанников Симбирской духовной семинарии относился к Андрею Ильичу крайне скептически. Случилось так, что этот семинарист, голодный, шёл через городской рынок. Денег у него не было, а есть очень хотелось, и, проходя хлебные ряды, молодой человек про себя воскликнул: «Эх, дал бы Господь хлебушка!». В ту же минуту семинарист увидел Андрея Ильича. Юродивый на бегу вынул из своей котомки кусок булки, вложил в руку семинариста, и был таков. После такого случая от скепсиса молодого человека не осталось и следа. Эту историю, любопытную и поучительную, рассказывает читателям архимандрит Феофан в своей книге «Неблаженные блаженные святые. Рассказы о необыкновенных подвижниках».
В произведении, рассчитанном на массового читателя, автор взял на себя смелость затронуть весьма тонкую тему — тему подвижничества Христа ради юродивых. Юродивые во все времена оставались для обыкновенного человека загадкой. То словно провидящие людские мысли, то совершающие, поступки, казалось бы, лишённые всякой логики, юродивые оказывались проводниками Божьей воли. Их жизнью, непонятной с точки зрения мирской логики, двигало сострадание и любовь к людям. Архимандрит Феофан в своей книге «Неблаженные блаженные святые» доходчиво и просто показывает на примере великих блаженных и мало кому известных подвижников от первых веков христианства до ХХ века, в чём суть подвига юродства.
Апостол Павел говорил о том, что мир, не захотевший познать Бога через мудрость, Богу угодно было спасти через кажущееся безумие юродства. Ведь юродивые принимали на себя вид безумных добровольно, сознательно обрекая себя на насмешки и даже ненависть. Пример тому — блаженная Ксения Петербургская, которую родственники принудили к врачебному освидетельствованию, и оно показало, что Ксения разумна и психически совершенно здорова.
Известную историю блаженной Ксении автор подробно приводит в своей книге и так же подробно рассказывает о святой Софии Хотокуриду, блаженной Ефросинии Колюпановской, юродивых Мише-Самуиле и Иване Яковлевиче Корейше. О них многие наверняка прочтут впервые. При этом надо отдать должное спокойному, размеренному, внятному и проникновенному тону повествования: автор постарался, чтобы рассуждения на довольно непростую для понимания тему не перегружали читателя. И у архимандрита Феофана получилось: его рассказы о необыкновенных подвижниках умиротворяют, вдохновляют и открывают тайны Неблаженных блаженных святых.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема