Разговор о любви — особый жанр. Особенно, если ваш собеседник еще даже в школу не ходит. Разговор этот не простой, но необходимый. Ведь что такое любовь? Это основа нашей жизни и великое чудо. И чтобы объяснить это, прочтите с ребенком книгу американского поэта, писателя и музыканта Шела Сильверстайна «Щедрое дерево». За последние полвека притча стала настоящей классикой. В ней рассказывается о яблоне, которая любила мальчика, а тот любил ее: прятался в листве, качался на ветвях и ел плоды. А потом вырос и постарел, но продолжал принимать щедрые дары яблони: яблоки — чтобы заработать денег, ветви — чтобы построить дом, ствол — чтобы соорудить лодку и уплыть далеко-далеко. Так яблоня отдавала всю себя, пока не превратилась в одинокий пенек.
Эта история долго была любимой у моего старшего сына — он знал ее почти наизусть, когда ему было четыре. Снова и снова просил читать эту грустную книжку. Хотя, в силу возраста, он поначалу даже не узнавал в усталом человеке в шляпе повзрослевшего мальчика. Но такую привязанность эта простая история вызывала не только у моего Матвея. Книга была настолько популярна, что в 1995 году, после ее тридцатилетнего юбилея, в Америке был даже проведен симпозиум, на котором эксперты из разных областей выступали со своими интерпретациями произведения. Самая популярная, религиозная, рассматривала образ Дерева как образ Христа, приносящего себя в жертву. Используйте эту притчу, чтобы объяснить ребенку саму идею христианской любви, любви бесценной, бесконечной, безусловной. Помогите малышу разглядеть в книге эту важную параллель.
Прочитав эту историю, трудно не вспомнить цитату из первого послания к Коринфянам святого апостола Павла про любовь, которая «долготерпит, милосердствует, не ищет своего, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
И мы с детьми всегда обсуждали эту притчу, как метафору любви родительской, этого безграничного кредита.
Рассматривая черно-белые графические иллюстрации Сильверстайна, попробуйте объяснить малышу пока для него не объяснимое: я буду с тобой всегда, я всегда буду любить тебя: даже когда ты не будешь со мной, даже когда ты не будешь во мне нуждаться, даже когда ты станешь унылым стариком в шляпе, а от меня не останется ничего.
Прочитайте книжку «Щедрое дерево» ребенку, когда ему тяжело, когда он обижен на Вас, когда подавлен. Подарите ему свою любовь, ничего не требуя взамен, и будьте щедрыми.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.