После кончины Иисуса Навина начался новый период Священной истории, получивший название «эпоха судей». Служение судей уникально. Эти правители были Божиими избранниками, однако не имели власти над всем Израилем, и служение их не передавалось по наследству.
Правление судей — время политической раздробленности Израиля и отступления от почитания единого Бога. Евреи не завоевали всей Земли Обетованной, они жили бок о бок с ханаанскими народами и уже вскоре после смерти Иисуса стали поклоняться чужим богам.
За это Бог наказывал их, насылая на них иноплеменные народы. Когда Израиль начинал терпеть бедствия, то обращался к Богу с мольбой, и тогда Господь посылал им избавителя в виде очередного судьи, спасавшего народ от врагов силой оружия и устанавливавшего на некоторое время стабильность, а затем всё повторялось вновь.
Хотя общее количество известных судей более десяти, священный писатель подробно описывает жизнь четырёх — Деворы, Гедеона, Иеффая и Самсона.
Девора вдохновила военачальника Варака сразиться с ханаанским царём Иавином. У Иавина был опытный военачальник Сисара, имевший большое войско из девятисот железных колесниц. Варак верил, что Девора — человек Божий, иначе бы не решился на такое рискованное предприятие. Он выступил против Сисары, но просил Девору пойти вместе с ним. Пророчица предупредила его, что в таком случае вся слава победы над Сисарой достанется женщине. Варак принял её условие. Десятитысячное ополчение Варака сразилось с войском Сисары и одержало полную победу.
Судья Гедеон по повелению Божию разрушил жертвенник Ваалу и срубил священное дерево при нём. Гедеон с малым отрядом в триста воинов разбил мадианитян, напав на спящих врагов внезапно ночью, с криками: «Меч Господа и Гедеона!» Победа Гедеона оказала столь сильное впечатление на народ, что израильтяне пожелали избрать его царём, но он отказался, сказав: «Ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами: Господь да владеет вами».
Когда израильтяне оказались под властью аммонитян, то еврейские старейшины решили обратиться за помощью к Иеффаю. Аммонитяне были разбиты.
Cамсон, пожалуй, самый известный из героев ветхозаветной книги Судей, его имя стало символом мужества и силы. Повествование о Самсоне изобилует описанием его подвигов, которые могут напомнить подвиги былинных богатырей. В течение жизни Самсон неуклонно выполнял свою миссию — сокрушал иго филистимлян. Церковь вспоминает Самсона, как и многих других персонажей Ветхого Завета, в воскресенье накануне Рождества Христова.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
6 ноября. О важности сохранения православной веры в России

4 ноября, в Праздник Казанской иконы Божьей Матери и в День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди после богослужения Святейший Патриарх говорил о важности сохранения православной веры в России.
Русь непобедима, только народ должен не отказываться от своей веры. Сохранять веру даже в тех случаях, когда внешние, да и внутренние политические обстоятельства не очень этому благоприятствуют, как то было во времена Советского Союза. Но веру-то мы все с вами сохранили и детей, и внуков воспитали. И прошёл этот период безбожия. А теперь даже те люди, которые как бы партийно связаны с теми революционерами, тоже в церковь приходят и в Бога верят.
Вот произошёл такой огромный переворот в сознании нашего народа. Почему? Да потому что опыт жизни России не может оставить человека невнимательным к тому, как это всё произошло, как, будучи на краю пропасти неоднократно, уже в представлении других народов, будучи политическими трупами, мы воскресали, народ воскресал, и снова Россия становилась великой и непобедимой страной.
Как важно, что мы прошли время безбожия. И сегодня ещё раз хочу подчеркнуть: и президент наш, и премьер, и во власти сущие, и военачальники — люди православные, а это очень многое значит, потому что в своих трудах они ведь молитвой призывают помощь Божию.
А наша задача — молиться сегодня за власти и воинство не автоматически, не так, как это только в служебниках написано, а всякий раз соединять с конкретными людьми, которые сегодня защищают на поле брани свободу нашей страны.
Вот так церковная история переплетается со светской. А что это означает? Это означает, что присутствие Господа, оно входит, это присутствие, и в жизнь народа, и в жизнь страны, но только при одном, конечно, условии: если народ от Бога не отказывается, если народ не перестаёт молиться, если народ не отказывается от тех духовных, нравственных принципов человеческого бытия и человеческого общежития, которые только и ведут человека к полноте жизни, а значит, к человеческому счастью.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О молитве с благодарением

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением».
О молитве с благодарением — священник Захарий Савельев.
Молиться нужно постоянно и с благодарением, потому что каждый день, который мы проживаем, во-первых, проходит по воле Божией: мы просыпаемся по воле Божией, засыпаем по воле Божией, здравы мы или даже болеем, но это тоже происходит при непосредственном участии Бога в нашей жизни. И мы должны благодарить Бога и за то, когда вкушаем пищу, и за то, когда пьём воду, и за то, даже когда дышим, потому что всё это делает ради нас Господь.
Самый, наверное, такой нюанс в нашей жизни важный — когда мы в определённый момент благодарим Бога искренне, и другое дело, конечно, когда в силу суеты земной забываем про это правило. И это большая ошибка человека, потому что постоянное благодарение Богу и постоянная молитва перед Богом являются для каждого из нас напоминанием о существовании Бога в нашей жизни, постоянным напоминанием об участии Его личности в нашем бытии земном.
Ну, и самое главное, конечно, каждый человек, когда благодарит Бога и постоянно через это благодарение себе живо напоминает о Его существовании, находится в духовных рамках, в духовных границах, и в таком случае он защищён от серьёзного грехопадения. Хотя, конечно, в жизни разное случается, но самое главное — благодарить Бога за Его снисхождение и за милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О почитании Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Сегодня 6 ноября. Празднование Иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
О её почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Само название этой иконы «Всех Скорбящих Радость» внушает нам очень большую надежду, потому что, если мы даже посмотрим на сам этот образ, Матерь Божия утешает действительно нищих, убогих, больных, сирот. И это показывает, насколько мы дороги и близки Её материнскому сердцу милосердному.
И этот образ, он удивительно близок и русскому народу. Он появился в XVII веке, сравнительно недавно, в конце XVII века, но эта икона получила очень широкое распространение, и в том числе есть чудотворные списки этой иконы.
А в Петербурге самая известная икона Божией Матери (после Казанской, конечно, главной святыни Петербурга, принесённой царём Петром I на основание города) — это «Всех скорбящих» с грошиками икона Божией Матери, явившаяся после пожара в часовне при стеклянном заводе.
И, безусловно, видя такое заступничество Божией Матери, Её непрестанное ходатайство и попечение о нас, мы преисполняемся благодарностью к Ней и Её благоговейно, сердечно, трепетно и преданно чтим и почитаем.
Все выпуски программы Актуальная тема








