Шёл Успенский пост. На Афоне его всегда соблюдали с особым трепетом — ведь в эти дни почитается Богородица — Покровительница и Госпожа Святой Горы.
Монах Паисий постился строго — за целый день съедал всего пару сухарей. За работой и молитвой он совсем не чувствовал голода.
Однажды, когда он возвращался после утренней службы к себе в хижину, его остановил монах из соседнего монастыря и попросил сходить на пристань в Дафни — передать письма с одним из отплывающих катеров и забрать почту. Отец Паисий с радостью согласился, и тут же отправился в путь.
Дорога до пристани был неблизкой. На Афоне, где расстояния меряют не километрами, а часами, говорили так: три часа — и ты в Дафни. От ходьбы под палящим солнцем отец Паисий довольно сильно утомился. К тому же катер запаздывал. Внезапно монах почувствовал себя нехорошо. Вспомнив, что с утра совсем ничего не ел, отец Паисий опустил руку в карман, и понял, что забыл положить туда свои два сухаря.
Он присел на лежащие неподалёку брёвна и стал горячо молиться: «Матушка Богородица, помоги, не дай мне упасть в обморок, а то люди соберутся, а я, чего доброго, пропущу свой катер, и не выполню обещания!»
Внезапно рядом с отцом Паисием возникла какая-то фигура. Он поднял голову — это был незнакомый монах. В руках он держал кусок хлеба.
— Отче, вот, возьми, пожалуйста, во славу Госпожи Богородицы! — сказал монах, и подал хлеб отцу Паисию.
«Господь и Матерь Божия заботятся о нас даже в мелочах, — говорил Паисий Святогорец, святой афонский старец. — Если мы действительно испытываем в чём-то острую нужду, Божья помощь придёт без промедления. Если же Господь не торопится, значит, нужда наша невелика, и Бог таким образом воспитывает в нас стойкость и мужество».
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема