В Библии в деталях изложена встреча будущего царя Саула из города Гивы, с пророком Самуилом.
Удивительна история помазания Саула. Он со своим слугой безуспешно ищет потерявшихся ослиц, и, когда уже думает вернуться домой, слуга предлагает пойти и спросить прозорливца, который живёт поблизости. Они приходят к Самуилу, который не только сообщает Саулу, где его пропавшие ослицы, но и помазывает его в цари. Совершенное Самуилом помазание оказывает особое действие на Саула — Бог дал ему иное сердце. Неожиданность происшедшего поражает Саула, ему трудно поверить в своё новое положение, но Самуил дает ему ряд знамений, которые убеждают Саула в истинности происшедшего.
Если помазание Саула произошло втайне, то его избрание должно было совершится так, чтобы весь народ признал законность его поставления. Это событие произошло в Массифе.
Священный автор рассказывает о победах царя Саула над аммонитянами, филистимлянами и амаликитянами. Однако Саул не был во всем послушен Самуилу. Пророк обличал непослушание царя, доказывая, что непокорность Господу — такой же грех, как волшебство и идолопоклонство. В конце концов Господь отверг Саула, повелев Самуилу помазать нового царя — Давида.
Помазание пророком Самуилом будущего величайшего Израильского царя Давида, ставшего образцом монарха, произошло при обстоятельствах, не отличавшихся торжественностью. После отвержения Саула Самуил, исполняя повеление Бога, пришел в Вифлем, немного южнее Иерусалима, в дом простого поселянина Иессея, у которого было восемь сыновей, а Давид — самый младший. В доме отца он пас скот.
Давид — избранник Божий, ни о ком, кроме него, в Писании не сказано, что он был по сердцу Господу. После помазания Дух Божий пребывал на Давиде, а от Саула он отошёл.
Образ царя Давида не может оставить читателя равнодушным — смелый, находчивый, великодушный воин, талантливый музыкант и поэт. Ему принадлежит большая часть псалмов — религиозных гимнов и молитв, ставших основой церковного богослужения и частной молитвенной практики христиан.
Во время своего царствования Давид проявил редкие способности правителя и народного вождя — он объединил разрозненные колена Израиля, и благодаря достигнутому единству ему удалось то, чего не могли сделать судьи и царь Саул, — отразить угрозу внешних врагов. Царство Давида было весьма обширно, а границы прочны.
«Благотворитель Ефрем Никифорович Сивохин». Алексей Сивохин, Виталий Костыгов

Гостями «Светлого вечера» стали Алексей Сивохин, директор фонда Сивохиных, потомок благотворителя Ефрема Никифоровича Сивохина и Виталий Костыгов, сотрудник Института Русского Афона.
В беседе гости рассказали о жизни и добрых делах Ефрема Никифоровича, 200-летие которого отмечали в начале 2025 года. Потеряв шестерых детей, он вместе с супругой Неонилой посвятил себя благотворительности: доходы от торговли и дома на Гороховой улице направлялись на поддержку монастырей, школ и храмов. Ефрем Никифорович помогал Казанскому женскому монастырю в Вышнем Волочке, Белогостицкому, Леушинскому и обителям на Афоне, строил храмы. Его дом в Петербурге посещали будущий святитель Николай Японский и святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Алексей Сивохин рассказал, как начались поиски родословной семьи, как он нашёл усыпальницу предка в Вышнем Волочке, собрал архивные материалы и написал книгу «На вечные времена». К 200-летию Ефрема Никифоровича были проведены конференции в Твери и Казанском соборе Санкт-Петербурга.
Виталий Костыгов напомнил о поддержке русских монастырей на Афоне. Ефрем Никифорович пожертвовал средства на восстановление кельи архидиакона Стефана, благодаря чему сохранились росписи XVIII века. Планировалось строительство храма святого Ефрема Сирина на Афоне.
Этот выпуск — о верности памяти, о делах любви и о нити, которая соединяет поколения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Жизненный путь и помощь ближним». Сергей Радостин
Гостем программы «Делатели» был координатор добровольцев-ремонтников Синодального отдела по благотворительности Сергей Радостин.
Наш гость рассказал о своем необычном жизненном пути: как неожиданно даже для самого себя стал спасателем, и как эта профессия помогла ему прийти к Богу. Сергей поделился, с чего началась его деятельность по координации волонтеров, которые едут в Мариуполь помогать восстанавливать разрушенные дома, и почему социальное служение стало занимать большую часть его жизни.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Волшебная кисть

Жил некогда в Китае один сирота и звали его Ма Лян. Его родители умерли, когда он был ещё совсем мал, и чтобы прокормиться, мальчик собирал в горах хворост и косил траву.
Больше всего на свете Ма Лян любил рисовать, и занимался этим каждую свободную минуту.
Когда он отправлялся в горы за хворостом, то, увидев в небе парящего орла, старался воспроизвести веточкой на земле его распростёртые крылья. Когда Ма Лян косил траву на берегу речки, то вглядываясь в воду, наблюдал за игрой маленьких рыбок, а затем выводил их силуэты на речном песке. Долгими вечерами он рисовал угольком на стене своей бедной лачуги всё, что видел, будь то горшок, корзинка или старая циновка.
Но Ма Лян был так беден, что не мог купить себе кисть, как у настоящих художников. И вот однажды ночью явился ему во сне белобородый старик и сказал:
— Ма Лян, твои руки уже искусно рисуют. А чтобы ты стал большим художником, я дарю тебе эту волшебную кисть!
Проснулся мальчик, и увидел в своей руке настоящую кисть для рисования. Он тотчас вскочил на ноги, соскоблил с очага сажу, развёл её водой, и на старом клочке бумаги нарисовал красивый цветок ириса.
С той поры Ма Лян расписывал стены домов у соседей, мебель, детские игрушки, и его ремесло помогло ему забыть про нищету.
Однажды Ма Лян поздно вечером шёл по деревне, и услышал из окна старого батрака Чу приглушённые стоны.
Мальчик вошёл в лачугу и увидел лежащего на истёртой циновке больного старика.
— Чу! — негромко позвал его Ма Лян. — Что с тобой?
— Я заболел и, должно быть, умираю, сынок, — прошептал Чу.
— Чем я могу помочь тебе? — спросил мальчик.
— Мне уже никто не поможет. Только одно у меня осталось желание. Как бы я хотел хотя бы ещё раз увидеть рассвет, ведь я не доживу до него.
— Ты увидишь его, я тебе это обещаю! — воскликнул Ма Лян.
Он достал из-за пояса свою кисть, свою волшебную кисть, с которой никогда не расставался и принялся рисовать рассвет на стене лачуги. И вдруг случилось чудо! Комната озарилась нежным розовым сиянием восходящего солнца.
Старый Чу открыл глаза, и увидел вдали горы, окутанные утренним туманом, водную гладь озера, на которой качались благоухающие лотосы, сакуру на берегу...
Старик приподнялся и сел, чтобы лучше разглядеть чудесный пейзаж, и с удивлением прошептал:
— Но как ты узнал? Я ведь родился на берегу этого озера и для меня это самое прекрасное место на земле. Какое счастье снова увидеть его! Мне даже дышать сразу стало легче... Сынок, твоя кисть поистине волшебная!
И понял Ма Лян: чтобы стать настоящим художником, нужно к ремеслу прибывать хотя бы каплю сострадания и любви.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки