
В 451 году византийский император Маркиан созвал всех христианских епископов в город Халкидон для обличения опасной ереси. Уже несколько лет константинопольский архимандрит Евтихий смущал умы православных ложным учением о Христе. Он утверждал, что в Иисусе человеческое естество было совершенно поглощено Божественным. Его многочисленных последователей стали называть монофизитами (от греческого: «моно физис» — «одна природа»). Они признавали во Христе одну лишь Божественную природу, таким образом умаляя подвиг Спасителя — делая Его страдания призрачными, ненастоящими. За несколько лет ересь привела к расколу в Церкви. В поисках выхода из сложной ситуации и для восстановления мира император обратился за советом к Симеону Столпнику — монаху, известному праведной жизнью, даром прозорливости и необычайными аскетическими подвигами. Правитель и раньше в одежде простолюдина не раз тайно приходил к нему в Сирийскую пустыню. Старец дал совет созвать собор, который впоследствии вошел в историю как 4-й Вселенский. В ходе заседаний иерархи осудили монофизитскую ересь и сформулировали Символ веры, который и поныне, спустя 16 веков, исповедуют все православные.
Сам преподобный Симеон, вдохновивший императора созвать епископов, в Халкидоне не присутствовал. Он был простым монахом. Но роль этого человека и в созыве судьбоносного собора, и в защите православия от нападок еретиков, и в просвещении язычников, которых в пятом веке в пределах государства оставалось множество, была огромна.
Симеон родился недалеко от сирийского города Антиохии в бедной семье. В юности пас овец. Однажды в храме 13-летний подросток услышал заповеди Блаженств и воспринял их как призыв Божий к праведной жизни, обращенный лично к нему. После этого он отправился в монастырь недалеко от родительского дома и упросил принять его в число братии. Проведя несколько лет в обители, он удалился в Сирийскую пустыню. И там положил начало новому виду аскезы — столпничеству. Этот суровый подвиг впоследствии был по силам немногим. Монахи, избравшие его, уединялись для непрестанной молитвы на столпе — открытой возвышенной площадке, высоком камне или специально построенной совсем узкой башне, где можно было стоять или сидеть в неудобном положении, почти всегда бодрствуя, не имея защиты от палящего зноя днем и холода ночью. Преподобный Симеон был первым, кто поселился на таком столпе. Многие годы, стоя прямо, уподобившись горящей свече, или на коленях, он почти непрерывно молился и размышлял о Боге. Питался редко и очень скудно размоченной пшеницей, которую приносили жители окрестных селений. Так он провел 37 лет.
Необычайный подвиг монаха стал известен и за пределами Сирии. Посмотреть на святого и послушать его проповедь собирались тысячи людей. Были среди них жители Аравии, Персии, Армении, Грузии, Италии, Испании и даже далёкой Британии. И не только христиане. Как свидетельствует житие, множество язычников приходили издалека специально, чтобы увидеть удивительного монаха. Люди поражались необычайной силе духа старца, просили его молитв, а он обращался к ним с наставлениями. Многие, послушав его проповедь, принимали крещение. Преподобный Симеон сподобился дара прозорливости; мог силой молитвы исцелять душевные и телесные болезни. За советом к нему обращались и простые, и знатные. Наставлениям преподобного следовал император Маркиан, и его предшественник — император Феодосий Младший.
Аскетический подвиг святого отца вдохновлял иноков. Последователи его были и на Руси. Наиболее известный пример явил преподобный Серафим Саровский в начале 19 века. Подражая старцу Симеону, он 1000 дней и ночей молился Богу, стоя на камне.
За время своего стояния преподобный Симеон Столпник привел ко Христу несколько тысяч язычников. Он жил более ста лет и скончался в 459 году.
Примечания к тексту.
Что касается столпничества. Описания того, каковы были условия этого подвига, разнятся. Тем более что подобные сооружения, насколько я понимаю, до наших дней не дошли. В одном из житий святого написано: «Построив столп в несколько метров высоты, он поселился на нем и этим лишил себя возможности прилечь и отдохнуть». Если Вы не против, я оставлю все-таки вариант «стоять или сидеть».
Хотя, даже если там можно было как-то лежать, и такой образ жизни в течение нескольких десятков! лет для современного человека — за гранью понимания.
«Наследие протоиерея Иосифа Фуделя». Надежда Винюкова
У нас в студии была кандидат исторических наук, старший преподаватель Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Надежда Винюкова.
Разговор пойдет о жизни и служении известного священника начала ХХ века протоиерея Иосифа Фуделя, о его духовном наследии и вкладе в развитие русской религиозной мысли. О его пути к священническому служению, к которому он стремился, чтобы нести людям свет христианской веры, о его служении в тюремном храме и заботе о заключенных, а также о том, почему он считал, что лишь на почве Православия может произойти соединение интеллигенции и народа.
Кроме того речь шла о книге нашей гостьи «Апология чистого христианства: Жизнь и служение протоиерея Иосифа Фуделя».
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Рождественская сказка». Священник Федор Лукьянов, Светлана Феодулова
Гостями программы «Светлый вечер» были настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов и оперная певица, многодетная мама Светлана Феодулова.
Мы говорили об отношении детей к сказкам, о значении и роли положительных и отрицательных сказочных героев, как это помогает воспитывать понимание добра и зла, о влиянии музыки на развитие ребенка, а также о новом праздничном концерте Светланы Феодуловой для всей семьи, Рождественской сказке «Секрет Новогодних игрушек».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь бездомным». Оксана Шалыгина, Илья Кусков
У нас в гостях были заместитель директора департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Оксана Шалыгина и директор социально-реабилитационного центра для бездомных людей «Теплый прием», председатель фонда «Помощник и Покровитель» Илья Кусков. Разговор шел о том, каким образом можно помогать бездомным.
Наши гости рассказали, почему, помимо первой помощи, важно организовывать для людей без крова над головой рабочие места — как, например, Илья организовал кожевенную мастерскую, где подопечные могут не только сами учиться кожевенному делу и зарабатывать этим себе на жизнь, но и передавать знания другим.
Все выпуски программы Делатели











