Володя, крепко сложенный высокий мужчина, стоит рядом со мной перед семинарской столовой. Сегодня Преображение, великий праздник, все абитуриенты причащались. Сейчас наступит «момент истины», когда на завтраке будут зачитывать списки поступивших. Мы с Володей уже давно познакомились, он откуда-то из Сибири, профессиональный охотник, с непростой судьбой, которая теперь привела его на порог духовной семинарии. Где и каким образом происходило его воцерковление — он говорить не любит. Да и вообще, не особо-то разговорчивый. Стоим, молчим. В душе — тихая радость после причастия. Смотрю — у него глаза становятся мокрыми, и скупая мужская слеза уже готова скатиться. Володя достаёт платок и стеснительно её вытирает. Хотя чего тут стесняться — всё понятно, благодать Божия коснулась человеческого сердца — вот и «пробрало».
Но тут вдруг его взгляд изменяется и он с явным смущением начинает теребить свой носовой платок.
«Эх, какая жалость! — вполголоса произносит Володя. — Платок-то совсем новый, а теперь сжечь придётся — я же только что причастился!»
Сначала я не понял. Но потом до меня дошло: ах да, точно, ведь есть такое поверие, что после причастия какое-то время весь человек настолько освящается благодатью Божией, что надо тщательно соблюдать себя, чтобы её не растерять — и не попрать эту величайшую святыню. Отсюда — запрет выплёвывать косточки, оставлять огрызки и даже уже вечером чистить зубы. В такой системе координат благодать воспринимается как нечто вполне материальное, какая-то энергетическая субстанция, которая невидимо — но при этом вполне материально — присутствует в причастнике.
Конечно, этот вопрос меня задел — и не очень быстро я нашёл на него ответ. Хотя ответ лежал на поверхности. Бог и всё Божественное — это Жизнь и Животворящее. А не какая-то «зараза» или «инфекция», которую надо держать под семью замками, в особо охраняемой зоне. Благодать Божия — это та самая вода жизни, которой столь катастрофически не хватает и каждому человеку, и природе, и обществу — живительная влага, а не высокотоксичный яд, с которым надо обращаться предельно осторожно, и только имея специальный допуск. Действие Духа Божия — это вовсе не своего рода «духовное радиоактивное облучение», случайно получив которое будешь мучиться до конца своих дней по больницам. Дух дышит, где хочет — но и касается каждого сердца лишь постольку, поскольку сам человек ищет, жаждет этого Божественного прикосновения.
Нет, конечно же, всякая святыня требует к себе должного отношения. Нельзя бросать святыню на попрание — но также нельзя и подменять Живого и Любящего нас Небесного Отца какой бы то ни было большой или малой «святынькой». Благоговение и рассудительность — вот о чем надо не забывать, когда мы соприкасаемся с любой святыней!
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.