«Пить или не пить, вот в чём вопрос». Вопрос не праздный. Его серьёзно обсуждали два мальчика, два брата, во время воскресного богослужения в одном из московских православных храмов. Я стоял рядом с ними и стал свидетелем трагической сцены, достойной Шекспира.
Младший брат страдал. Он просил воды. Терпеть жажду больше не было сил. Старший брат урезонивал младшего: «Подожди. Сейчас нельзя. Попьёшь после Причастия». Однако такой аргумент уже не действовал. О благоговейном ожидании Таинства Евхаристии не могло идти и речи. Младший брат стонал, плакал, вырывался из рук старшего. Он хотел пить!
К сожалению, родители мальчиков почему-то отсутствовали. Ни я, ни другие прихожане храма не решались вмешаться и смягчить ситуацию. Быть может, стоило спросить у священника разрешения попить?
В какой-то момент мальчики исчезли из поля моего зрения, может, они вышли из храма. Больше я их не видел и чем закончилась их история, я не знаю. Однако до сих пор мысленно возвращаюсь к вопросу «Пить или не пить?».
Мне кажется, ответ на этот вопрос есть в Евангелии. И даёт его сам Христос. Он обратился к фарисеям — тогдашним ревнителям внешнего благочестия — Он обращается и к нам — нынешним любителям строгих правил — с такими словами: «Неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошёл он в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?» Очевидно, что Господь одобряет действия пророка Давида. Более того, из приведённого примера Христос делает вывод, который касается всей нашей христианской жизни: «Суббота для человека, а не человек для субботы». Иными словами, правила благочестия должны служить человеку, помогать ему, а не человек должен страдать и мучиться лишь бы соблюдать правила любой ценой...
Дай Бог, чтобы старший брат не стал в итоге фарисеем, а младший не потерял любовь к богослужению и церковным Таинствам!
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 103 зач., X, 1-10.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Всякий человек знает, что христиане призваны к добродетельной жизни. Однако даже очень воцерковлённые люди не всегда понимают, какая из добродетелей позволяет сделать все остальные по-настоящему плодотворными. Очень ярко об этой добродетели говорится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.
5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.
6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
Начиная христианскую жизнь и стремясь жить по заповедям, многие думают, что в добродетели невозможно переусердствовать. И действительно, может ли быть слишком много веры или слишком много целомудрия. Но вот недавно я разговорился с одним человеком о том, почему он не живёт христианской жизнью, не соблюдает заповеди, не участвует в таинствах и услышал необычный ответ: «Я верю, что Бог и так меня спасёт. Зачем что-то делать?» Почему-то мне кажется, что такую веру можно назвать чрезмерной. Подобным образом отцы древности говорили, что человек, который считает, что, вступив в брак, нельзя спастись, избыточествует целомудрием.
В сегодняшнем чтении апостол Павел делится с римскими христианами своим сердечным переживанием. Он очень любит свой народ, он молится о нём и очень скорбит о том, что многие из тех, с кем он разделял не только общую жизнь, но и общую надежду на пришествие Мессии, это самое пришествие, отрицают. И не только отрицают, но и самую суть жизни в завете понимают неправильно, делая ставку не на спасительную милость Божию, но лишь на свои собственные силы. Причём в их собственных Писаниях, например, у пророка Исаии, Бог Сам говорит, что станет искупителем за народ, который неспособен жить совершенной жизнью. Но иудеи как будто не видят этих слов и изо всех сил стараются заслужить перед Богам спасение собственными силами, стать праведными с помощью волевых усилий. Казалось бы, такая настроенность на соблюдение заповедей вполне может быть названа добродетелью. Однако в том-то и дело, что, зациклившись на собственной праведности, на самом деле недостижимой, они не дают Богу возможности действовать в их жизни. Ведомые скрытой гордостью, иудеи как будто бы хотят сказать Ему: «Господи, смотри, мы всё сделали, всё исполнили». Как будто бы Бог для них — это Тот, Кто дал им задание и ждёт их в конце пути, чтобы зафиксировать результат. Но для апостола Павла такое стремление к праведности не имеет очень важной черты — в нём нет рассудительности. Стремясь к добродетели, иудеи неразумно делают акцент на собственные силы. Для апостола же Бог во Христе — это не Тот, кто дал задание и ждёт в конце отчёта, но Тот, Кто проходит весь путь спасения вместе с нами. Он приглашает нас начать его, даёт силы пройти и готов всё время быть рядом. Самое поразительное, что Господь делает то, чего не может сделать никто другой. Он снисходит за людьми в преисподнюю, чтобы, воскреснув из мёртвых, открыть и нам путь спасения. Нам же стоит быть рассудительными, потому что именно эта добродетель помогает плодотворно пройти путь, в котором соединяется наше собственное устремление к праведности и исповедание Христа — Спасителем.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Творчество Валериана Муравьева»

Гость программы — Анастасия Гачева, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН, главный библиотекарь московской библиотеки № 180 имени Н. Ф. Федорова.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи