Сведения об апостоле Павле содержат многие книги Нового Завета — это и написанные евангелистом Лукой «Деяния апостолов», и четырнадцать посланий, то есть писем самого Павла. Из этих произведений известно, что апостол, от рождения носивший имя Савл — еврей из средиземноморской диаспоры, появившийся на свет в начале первого века на юге Малой Азии, в городе Тарсе. Родители отдали Савла на обучение Гамалиилу — одному из самых образованных раввинов своего времени, хранителю традиций Ветхого Завета. Савл был воспитан ревностным фарисеем, в последователях Иисуса Христа он видел смутьянов, и противился распространению Благой вести о Воскресении Спасителя. Перемена в его мировоззрении произошла по дороге в Дамаск, куда он направлялся с целью преследовать христиан. Иисус Христос Сам явился Савлу и повернул весь его жизненный путь. Вчерашний гонитель принял Крещение с именем Павел и стал горячим проповедником Христова учения.
Павел единственный из апостолов был римским гражданином — это позволило ему беспрепятственно проповедовать по всей территории Империи. Он совершил немало миссионерских путешествий, на протяжении всей жизни оставаясь преследуемым за исповедание веры в Иисуса. Информации о кончине апостола в священном Писании нет. Однако, согласно Преданию Церкви, он был казнен в Риме приблизительно в шестьдесят восьмом году и похоронен друзьями за чертой города. Считается, что именно в том месте, где тело апостола предали земле, в Риме стоит храм, который носит имя Сан Паоло фуори ле Мура — Базилика святого Павла за городскими стенами.
Впервые храм над могилой Павла был выстроен еще в четвертом веке византийским императором Константином Великим, позднее он неоднократно перестраивался. Мощи апостола все это время находились под спудом земли, так что со временем никто уже не мог сказать с уверенностью, где именно они погребены. Не обнаружили гробницу и в 1823 году, когда храм полностью сгорел и был возведён практически заново. Ситуация изменилась в 2006 году, когда в базилике были предприняты археологические изыскания под руководством профессора Римского университета Джорджио Филиппи.
Комментарий эксперта:
В свой работе археологи опирались на архитектурные планы девятнадцатого века, сохранившие очертания границ древней базилики. Раскопки продолжались в течение нескольких лет, прежде чем в том месте, где в четвертом веке находилась алтарная абсида храма, обнаружили каменный саркофаг под стелой с надписью «апостол Павел, мученик». В саркофаге имелось несколько небольших отверстий, позволяющих увидеть находящийся внутри мраморный гроб меньшего размера. Подобные отверстия паломники в древности могли использовать для того, чтобы приложить непосредственно к гробу святого кусочки ткани и хранить их потом в память о святыне.
История базилики прямо указывала на то, что она стоит на мощах апостола Павла. Однако, учёные, обнаружив саркофаг, не были уверены в том, что в нём находятся останки святого. Но и отрывать древнее захоронение не спешили, опасаясь разрушения реликвии. Прошло три года, прежде чем Папа Римский Бенедикт Шестнадцатый заявил, что по просьбе Ватикана ученые Римского университета провели ряд анализов, результаты которых позволяют поверить в то, что в древней гробнице покоятся мощи апостола Павла.
Комментарий эксперта:
Ученые не стали открывать мраморный гроб, вместо этого в нём было проделано небольшое отверстие для введения зонда. С помощью зондирования удалось извлечь образцы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный и голубой цвета, частицы красного ладана, а также фрагменты костей. Костные ткани подвергли углеводородному анализу, причем для чистоты эксперимента учёных не ставили в известность о происхождении предоставленного материала. Результаты показали, что покоящиеся в саркофаге останки принадлежат человеку, который жил в первом веке после Рождества Христова — то есть, хронологически возможно, что именно апостолу Павлу.
Предание церкви указывает, что мощи, покоящиеся в саркофаге в Римской базилике, принадлежат апостолу Павлу. Научные изыскания с большой долей вероятности подтверждают, что людям явлены останки автора четырнадцати произведений Нового Завета.
Астрахань. Братья Василий, Александр и Иван Губины
В историю города Астрахани вписаны имена братьев Губиных — Василия, Александра и Ивана. Они родились в крестьянской семье в шестидесятых годах девятнадцатого века. В молодые годы сообща занялись продажей древесины, на этом разбогатели и вошли в купеческое сословие. В Астрахани Губиным принадлежали лесопильные заводы, пристани и склады. Будучи глубоко верующими, братья щедро тратили своё богатство на благотворительность. На средства добродетельных купцов существовал приют для бедных стариков. При богадельне Губины открыли лечебницу, куда мог бесплатно обратиться каждый нуждающийся. Меценаты многие годы были попечителями Астраханской Мариинской гимназии и духовной семинарии. Построили в городе несколько храмов. Один из них, посвящённый Иоанну Предтече, стал семейной усыпальницей Губиных. Эта церковь действует и сейчас. И на богослужениях жители Астрахани молятся об упокоении создателей храма, рабов Божиих Василия, Александра и Иоанна.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Астрахань. Архиепископ Филипп (Ставицкий)
В 1928 году в Астрахани из двадцати пяти храмов пятнадцать принадлежали обновленцам. Так называли сторонников церковной реформы, полностью подконтрольных советскому режиму. В этот непростой период Астраханскую епархию возглавил архиепископ Филипп (Ставицкий). Владыка отстаивал возвращение храмов православным и призывал раскольников к покаянию. Его усилиями целые приходы возвращались в Православную церковь. Это вызвало недовольство властей. Архиепископа Филиппа арестовали и отправили в ссылку. Владыка в письмах поддерживал и укреплял паству. Вернувшись из заключения в 1943 году, он продолжил служение. Ещё при жизни архипастыря верующие замечали его прозорливость. По молитвам владыки совершались исцеления. После кончины архиепископа Филиппа его захоронение у Покровского собора Астрахани стало местом паломничества.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Многозначные слова — излишество или необходимость
Когда я говорю слово «гвоздика», что я имею в виду — цветок или приправу? А если «шляпка», то, что это — часть гриба или головной убор? Вы уже догадались, что я говорю о таком языковом явлении, как полисемия, то есть многозначность. Слово одно, а смыслов несколько.
Самый богатый на значения глагол — это слово «идти». В словаре основное его определение — передвигаться пешком, перемещаться. Второй смысл выражен во фразе «идёт дождь». Есть и другие значения: «идёт время», «идут годы», а также издалека к нам «идёт письмо». В кулинарных рецептах можем встретить такое выражение: «На литр воды идёт три ложки сахара». А в сфере моды: «Вам очень идёт этот цвет».
В многозначном слове основное и переносное значения обязательно связаны по принципу схожести. Например, «нос» лодки и «нос» человека. Поэтому мы не будем путать их с омонимами, то есть словами, которые одинаково пишутся, но совершенно не связаны между собой по смыслу. Например, лук, из которого стреляют, и лук, который едят. Это совершенно разные слова, а не многозначные.
Кое-кто считает (даже некоторые учёные), что многозначность часто мешает, лучше, если слово будет иметь одно значение. Ведь тогда высказывание будет более прямолинейным, и не возникнет возможности для другого толкования. Но ведь многозначность — это языковое богатство, она даёт основу для создания фразеологизмов, метафор, речевых игр, пословиц, стихов, шуток и каламбуров. Было бы жаль отказываться от такого интересного языкового явления. В подтверждение этому хочу прочесть шуточное стихотворение поэта Якова Козловского:
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
— Где вы были?
— У лисички.
— Что вы ели там?
— Лисички!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова