
Фото: The New York Public Library/Unsplash
Сведения об апостоле Павле содержат многие книги Нового Завета — это и написанные евангелистом Лукой «Деяния апостолов», и четырнадцать посланий, то есть писем самого Павла. Из этих произведений известно, что апостол, от рождения носивший имя Савл — еврей из средиземноморской диаспоры, появившийся на свет в начале первого века на юге Малой Азии, в городе Тарсе. Родители отдали Савла на обучение Гамалиилу — одному из самых образованных раввинов своего времени, хранителю традиций Ветхого Завета. Савл был воспитан ревностным фарисеем, в последователях Иисуса Христа он видел смутьянов, и противился распространению Благой вести о Воскресении Спасителя. Перемена в его мировоззрении произошла по дороге в Дамаск, куда он направлялся с целью преследовать христиан. Иисус Христос Сам явился Савлу и повернул весь его жизненный путь. Вчерашний гонитель принял Крещение с именем Павел и стал горячим проповедником Христова учения.
Павел единственный из апостолов был римским гражданином — это позволило ему беспрепятственно проповедовать по всей территории Империи. Он совершил немало миссионерских путешествий, на протяжении всей жизни оставаясь преследуемым за исповедание веры в Иисуса. Информации о кончине апостола в священном Писании нет. Однако, согласно Преданию Церкви, он был казнен в Риме приблизительно в шестьдесят восьмом году и похоронен друзьями за чертой города. Считается, что именно в том месте, где тело апостола предали земле, в Риме стоит храм, который носит имя Сан Паоло фуори ле Мура — Базилика святого Павла за городскими стенами.
Впервые храм над могилой Павла был выстроен еще в четвертом веке византийским императором Константином Великим, позднее он неоднократно перестраивался. Мощи апостола все это время находились под спудом земли, так что со временем никто уже не мог сказать с уверенностью, где именно они погребены. Не обнаружили гробницу и в 1823 году, когда храм полностью сгорел и был возведён практически заново. Ситуация изменилась в 2006 году, когда в базилике были предприняты археологические изыскания под руководством профессора Римского университета Джорджио Филиппи.
Комментарий эксперта:
В свой работе археологи опирались на архитектурные планы девятнадцатого века, сохранившие очертания границ древней базилики. Раскопки продолжались в течение нескольких лет, прежде чем в том месте, где в четвертом веке находилась алтарная абсида храма, обнаружили каменный саркофаг под стелой с надписью «апостол Павел, мученик». В саркофаге имелось несколько небольших отверстий, позволяющих увидеть находящийся внутри мраморный гроб меньшего размера. Подобные отверстия паломники в древности могли использовать для того, чтобы приложить непосредственно к гробу святого кусочки ткани и хранить их потом в память о святыне.
История базилики прямо указывала на то, что она стоит на мощах апостола Павла. Однако, учёные, обнаружив саркофаг, не были уверены в том, что в нём находятся останки святого. Но и отрывать древнее захоронение не спешили, опасаясь разрушения реликвии. Прошло три года, прежде чем Папа Римский Бенедикт Шестнадцатый заявил, что по просьбе Ватикана ученые Римского университета провели ряд анализов, результаты которых позволяют поверить в то, что в древней гробнице покоятся мощи апостола Павла.
Комментарий эксперта:
Ученые не стали открывать мраморный гроб, вместо этого в нём было проделано небольшое отверстие для введения зонда. С помощью зондирования удалось извлечь образцы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный и голубой цвета, частицы красного ладана, а также фрагменты костей. Костные ткани подвергли углеводородному анализу, причем для чистоты эксперимента учёных не ставили в известность о происхождении предоставленного материала. Результаты показали, что покоящиеся в саркофаге останки принадлежат человеку, который жил в первом веке после Рождества Христова — то есть, хронологически возможно, что именно апостолу Павлу.
Предание церкви указывает, что мощи, покоящиеся в саркофаге в Римской базилике, принадлежат апостолу Павлу. Научные изыскания с большой долей вероятности подтверждают, что людям явлены останки автора четырнадцати произведений Нового Завета.
Псалом 38. Богослужебные чтения

Тот, кому приходилось оформлять земельный участок или дом в собственность, хорошо знает, без чего невозможно составление плана: это — точка привязки. Можно нарисовать какой угодно подробный план, во всех деталях — но если его точка привязки будет неточной — все труды пойдут насмарку.
В нашей жизни тоже есть такая «точка привязки» — о которой и говорит 38-й псалом, читаемый сегодня в храме за богослужением. Давайте послушаем и попробуем эту «точку» определить.
Псалом 38.
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
«Точка привязки», о которой не просто говорит, а буквально кричит псалмопевец, — как вы, надеюсь, догадались — заключена в этих словах: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой». И это — вовсе не формальный, циничный вопрос — «а сколько мне ещё жить-то осталось» — чтобы эффективно использовать оставшееся время. Речь о куда более важном — что очень хорошо сформулировал немецкий философ Мартин Хайдеггер как «бытие-к-смерти».
Для Хайдеггера смерть прежде всего возможность существенной «смены оптики» жизни: для каждого человека смерть — «самая-своя», безотносительная и «не-перешагиваемая». Быть‑к‑смерти — значит предвосхищающе принять свою конечность как данность, определяющую всё в жизни. Такое «бытие‑к‑смерти» не мрачно, а трезво: оно снимает самообман повседневности.
«Память смертная», о которой мы постоянно слышим у святых отцов, — очень перекликается с хайдеггеровским «бытием-к-смерти». Это та самая «нулевая» отметка жизненной системы координат, только в соотнесении с которой и имеет смысл выстраивать что бы то ни было — хоть житейские, хоть профессиональные, хоть духовные ценности. Потому что только эта точка — «непереступаема». От неё можно пытаться прятаться, вытеснять, малодушно игнорировать — но только принявший её как — не побоюсь этого слова! — дар Всевышнего — может сделать её самым эффективным ключом, открывающим казавшиеся неразрешимыми проблемы жизни каждого из нас!
Псалом 38. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 38. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 38. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня;
1 сентября. О Донской иконе Богородицы

Сегодня 1 сентября. Церковь чтит Донскую икону Божией Матери.
О её истории — священник Николай Дубинин.
Удивительна икона, потому что написана она святым Феофаном Греком. Она участвовала в походе тоже святого князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Далее Иван Грозный пришёл в Казань с этой иконой Божьей Матери, то есть она вот такая полковая икона.
И когда в конце XVI века на Москву пришёл хан Гирей, то вот на Воробьёвых горах был оплот, где русские воины с иконой — Донской иконой Божьей Матери — молились, совершали крестные ходы. Получается, что Донская икона поучаствовала в самых значимых, судьбоносных победах и сражениях.
Сегодня Донская икона Божьей Матери находится в Третьяковской галерее, однако в день её празднования её привозят в Донской монастырь, где совершается праздничное богослужение.
Важно понимать, что мы воздаём честь иконе, но поклоняемся самой Пречистой Матери Божьей. Несмотря на обилие и множество различных чудотворных икон, Богородица у нас, конечно же, одна.
Все выпуски программы Актуальная тема