
В 2014 году на одном из столичных аукционов была выставлена старинная фотооткрытка. С чёрно-белого портретного снимка смотрела изящная, красивая женщина с невероятно глубокими и добрыми глазами. Под фотографией крупным типографским шрифтом по-французски написано: «Баронесса Ольга Врангель. Почётный председатель Комитета помощи русским воинам и их семьям».
Женщина с открытки — Ольга Михайловна Врангель, урождённая Иваненко, супруга барона Петра Врангеля, генерала, командующего Вооружёнными силами Юга России, в годы Гражданской войны была известна, пожалуй, не меньше своего легендарного мужа. Ольга Михайловна прославилась делами милосердия. Сотни людей, которым довелось почувствовать её тепло и заботу, звали баронессу Врангель «ангел Ольга».
В юности Ольга Михайловна серьёзно увлекалась медициной и много времени проводила в госпиталях и больницах, помогая докторам и сиделкам. Кроме того, она усердно занималась на курсах медицинских сестёр и даже себе дала обещание, что не выйдет замуж, пока не окончит их. Действительно, как свидетельствуют биографы, в этот период к Ольге неоднократно сватались самые блестящие и богатые кавалеры, однако девушка не нарушила своего слова. Ольга Михайловна вышла замуж, только когда ей исполнилось 24 — в 1907 году, за барона Петра Врангеля. Это оказался очень счастливый, хотя и полный испытаний, брак.
С самого начала Первой мировой войны Ольга Врангель не покладая рук трудилась, ухаживая за раненными, в нескольких военных госпиталях Санкт-Петербурга. А после революции, когда в 1919 году барон Врангель возглавил Добровольческую армию, Ольга Михайловна последовала за мужем и сопровождала его во всех походах. Когда белые заняли Екатеринодар — современный Краснодар — она устроила в городе военный госпиталь и не только руководила им, но и сама исполняла многие обязанности по уходу за раненными добровольцами.
В 1920-м году супруги Врангели были вынуждены покинуть Россию. Вместе с сотнями тысяч беженцев они оказались в Константинополе. Ольга Михайловна и там всё своё время посвящала людям: помогала обустроиться, оформить нужные документы, просто поддерживала добрым словом.
В середине 20-х годов её хлопотами были открыты два санатория для русских эмигрантов — в Болгарии и в Сербии. Средства для осуществления этих дорогостоящих проектов Ольга Михайловна изыскивала лично. Так, например, во время своей поездки в Америку она дала несколько благотворительных приёмов, на которых сумела убедить многих состоятельных людей в необходимости пожертвований на благое дело.
Баронесса организовывала денежные сборы в пользу студентов-эмигрантов — на собранные пожертвования она учредила несколько стипендий. Везде, где была необходима рука помощи, непременно появлялась она — «ангел Ольга» и помогала, ничего не требуя взамен. И, конечно, она не могла представить, что когда-нибудь фотооткрытка с её изображением будет выставлена на аукционе... А если бы вдруг узнала об этом, то наверняка настояла на том, чтобы деньги, вырученные за неё, были потрачены на дела милосердия.
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.