В 2014 году на одном из столичных аукционов была выставлена старинная фотооткрытка. С чёрно-белого портретного снимка смотрела изящная, красивая женщина с невероятно глубокими и добрыми глазами. Под фотографией крупным типографским шрифтом по-французски написано: «Баронесса Ольга Врангель. Почётный председатель Комитета помощи русским воинам и их семьям».
Женщина с открытки — Ольга Михайловна Врангель, урождённая Иваненко, супруга барона Петра Врангеля, генерала, командующего Вооружёнными силами Юга России, в годы Гражданской войны была известна, пожалуй, не меньше своего легендарного мужа. Ольга Михайловна прославилась делами милосердия. Сотни людей, которым довелось почувствовать её тепло и заботу, звали баронессу Врангель «ангел Ольга».
В юности Ольга Михайловна серьёзно увлекалась медициной и много времени проводила в госпиталях и больницах, помогая докторам и сиделкам. Кроме того, она усердно занималась на курсах медицинских сестёр и даже себе дала обещание, что не выйдет замуж, пока не окончит их. Действительно, как свидетельствуют биографы, в этот период к Ольге неоднократно сватались самые блестящие и богатые кавалеры, однако девушка не нарушила своего слова. Ольга Михайловна вышла замуж, только когда ей исполнилось 24 — в 1907 году, за барона Петра Врангеля. Это оказался очень счастливый, хотя и полный испытаний, брак.
С самого начала Первой мировой войны Ольга Врангель не покладая рук трудилась, ухаживая за раненными, в нескольких военных госпиталях Санкт-Петербурга. А после революции, когда в 1919 году барон Врангель возглавил Добровольческую армию, Ольга Михайловна последовала за мужем и сопровождала его во всех походах. Когда белые заняли Екатеринодар — современный Краснодар — она устроила в городе военный госпиталь и не только руководила им, но и сама исполняла многие обязанности по уходу за раненными добровольцами.
В 1920-м году супруги Врангели были вынуждены покинуть Россию. Вместе с сотнями тысяч беженцев они оказались в Константинополе. Ольга Михайловна и там всё своё время посвящала людям: помогала обустроиться, оформить нужные документы, просто поддерживала добрым словом.
В середине 20-х годов её хлопотами были открыты два санатория для русских эмигрантов — в Болгарии и в Сербии. Средства для осуществления этих дорогостоящих проектов Ольга Михайловна изыскивала лично. Так, например, во время своей поездки в Америку она дала несколько благотворительных приёмов, на которых сумела убедить многих состоятельных людей в необходимости пожертвований на благое дело.
Баронесса организовывала денежные сборы в пользу студентов-эмигрантов — на собранные пожертвования она учредила несколько стипендий. Везде, где была необходима рука помощи, непременно появлялась она — «ангел Ольга» и помогала, ничего не требуя взамен. И, конечно, она не могла представить, что когда-нибудь фотооткрытка с её изображением будет выставлена на аукционе... А если бы вдруг узнала об этом, то наверняка настояла на том, чтобы деньги, вырученные за неё, были потрачены на дела милосердия.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.