В Пекине середины восемнадцатого столетия было два православных подворья. Главное — это Сретенский монастырь — рядом с Императорским дворцом, на Посольском дворе, а второе более раннее — Никольская церковь. Она была построена православными албадзинцами — потомками русских казаков, живших в пограничном с Китаем остроге Албазин на Амуре. Эти выходцы из Российской империи уже почти столетие жили в столице Поднебесной. В 1755-м году оба подворья перешли в ведение нового руководителя Пекинской Русской духовной миссии архимандрита Амвросия (Юматова).
Москвич по рождению, отец Амвросий до прибытия в Китай преподавал пиитику в Славяно-греко-латинской Академии. Он сам выбрал своих соратников по миссии и отправился в Пекин с выпускниками лучших духовных школ. По отзывам современников, архимандрит был человеком благоразумным, ровного и спокойного характера. Эти качества очень помогли ему на новом месте его служения.
К моменту прибытия отца Амвросия в Китай состояние обоих православных храмов в Пекине было удручающим. Глава миссии в довольно печальных тонах описывал «крайнее опустошение Сретенского монастыря, дворов и ограды», много лет закрытой стояла и Никольская церковь. За семнадцать лет служения в Пекине архимандриту Амвросию (Юматову) удалось восстановить оба прихода и обустроить жизнь членов духовной миссии, а также успешно вести катехизаторскую деятельность среди китайцев и манчьжур. Глава пятой духовной миссии отец Амвросий также принимал непосредственное участие в российско-китайских переговорах по многих межгосударственным вопросам и де-факто исполнял роль русского официального представителя в Китае.
Жители Пекина не раз видели, как отец Амвросий, одетый в традиционную китайскую одежу, ездил от Сретенского монастыря в Никольский храм, где беседовал с православными прихожанами, совершал службу и занимался обустройством церкви. Добираться от Южного подворья до Северного приходилось на наемной телеге. Своей лошади у монастыря не было, а пешим ходить было нельзя: во-первых, далеко — шесть верст, а во-вторых, китайцы, видя иностранца, хотя бы и в их традиционной одежде, вели себя недружелюбно: ругались, смеялись и даже плевали в иноземцев.
Отцу Амвросию и его соратникам по Пекинской миссии пришлось трудиться в условиях жесткой антихристианской политики, которая с каждым годом только усиливалась в Китае. Несмотря на все материальные трудности и сложные политические отношения между Китаем и Россией начальник новой миссии сумел открыл в Пекине школу, в которой студенты миссии преподавали китайцам русский язык, а сами обучались китайскому. Амвросию удалось помимо крещения более 30 потомков албазинцев приобщить к Православию и двести двадцать маньчжур и китайцев, которым по императорскому указу категорически запрещалось принимать христианскую веру.
Архимандрит Амвросий вернуться на родину не смог — он почил в Пекине за четыре месяца до прибытия нового состава миссионеров из России.
На могиле отца Амвросия (Юматова) его современники написали по-китайски: «доблестный воин Христов...во многих полезных делах церкви и отечества своего, и в монастырских делах семнадцать лет провел усердно... каждому помогал словом и делом».
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема