Ветхозаветное пророчество — уникальное явление, которому нельзя найти прямых аналогов ни в какой другой традиции и культуре. Без пророческого движения не понять Священной истории, не объяснить теократической формы правления в древнем Израиле.
Библейский пророк — избранник Божий, переживший в своей жизни удивительную встречу с Господом, в результате которой он был поставлен на особое служение.
Пророк — человек, поставленный Промыслом Божиим между Богом и народом, и часто он шёл выполнять возложенную на него Богом миссию — возвещать волю Божью, заранее зная, что народ не только не примет его слов, но будет его преследовать, раздражённый его проповедью.
Через пророков говорил Дух Святой, об этом Церковь свидетельствует в Символе веры.
Во многом служение ветхозаветных пророков сопоставимо со служением апостолов. При знакомстве с жизнью пророка Илии возникает чувство, что перед нами жизнь христианского святого, настолько Илия был полон благодати. Он отличался редким бесстрашием — дерзновенно обличал нечестивых царей, и незыблемой верой — вступил в открытое соревнование с жрецами Ваала и победил. Илия сотворил множество чудес: предсказал страшную засуху, продлившуюся три с половиной года; воскресил сына вдовы, в доме которой он провёл время голода, по его молитвам мука и масло в доме бедной вдовы не заканчивались; он обличил нечестивого царя Ахава, отнявшего виноградник у одного из подданных; поразил огнём два отряда воинов, пришедших его арестовать. Вершиной чудес пророка явилось взятие его на небо живым в огненной колеснице.
Образ пророка Илии на века запечатлелся в народной памяти. Евреи накануне пришествия Господа Иисуса Христа жили ожиданием, что вновь должен прийти Илия. О его новом явлении перед наступлением Страшного Суда проповедовал последний ветхозаветный пророк Малахия.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема