
Октябрь 1941 года выдался холодным. Почти каждую ночь случались заморозки. Живописный, поросший ивами пруд на территории участковой больницы, расположенной в хуторе Рыжный Кромского района Орловской области, подёрнулся тонким, прозрачным ледком. Когда-то давно это была богатая помещичья усадьба; теперь же и особняк, и огромный сад, и пруд были отданы больнице. Жёлтые и багряные листья с деревьев в саду ещё не облетели, а трава, хоть на ней и поблёскивал иней, была по-прежнему зелёной. Здесь, в тиши и уединении, казалось, что нет никакой войны. А она, была совсем близко. Ещё в конце сентября советские войска на орловско-брянском направлении фронта попали в окружение врага. Многие территории были оккупированы немцами. Стоял враг и в посёлке Кромы Сотни раненных советских солдат, пробираясь через окружение к своим, скрывались в лесах.
Главный врач больницы, Агафья Иванова Куренцова вернулась домой с дежурства уж затемно. Разогрела на электрической плитке ужин и только села за стол, как раздался тихий стук в окошко. Женщина выглянула на улицу. Возле её дома стоял... советский солдат!
Голодного, с отёкшими, обмороженными ногами Тихона — так звали солдата — Агафья Ивановна переодела и надёжно спрятала его солдатскую форму — в селе стояли немцы, если нагрянут — тогда обоим несдобровать! Куренцова оказала солдату первую помощь, накормила, а он рассказал о том, сколько в лесах ещё таких же как он — голодных, больных...
Наутро Куренцова отвела Тихона в больницу и, назначив лечение, оформила под вымышленным именем как местного жителя. В подробностях выяснив у солдата, где могут находиться остальные его спутники, она отправила надёжных людей, прочёсывать окрестности. Вскоре таким же образом — под чужими именами, как гражданских лиц — Агафья Ивановна разместила в участковой больнице ещё несколько десятков солдат...
Агафья Ивановна Куренцова славилась среди односельчан добротой, отзывчивостью и стремлением помогать людям. В 1931-м она по собственной инициативе организовала в деревне ТОрхово первые на Орловщине детские ясли! Да и больница в Рыжном вряд ли появилась бы без деятельного участия Куренцовой. Это именно она в 1927 году настояла, чтобы бывшую усадьбу помещика Щербачёва целиком передали под больничный комплекс. Находящаяся вдалеке от дорог, теперь, в 1941-м, больница стала местом для укрытия солдат от врага в его же тылу.
Около четырёхсот советских солдат и офицеров разместила Куренцова в своей больнице. Каждому здесь была оказана медицинская помощь; многим Агафья Ивановна буквально спасала жизни. Выздоровевшим помогали выбраться из окружения или присоединиться к партизанским отрядам. Супруг Агафьи Ивановны, Иван Василевич, на свой страх и риск ездил по окрестным колхозам за провизией для образовавшегося подпольного госпиталя. А чтобы минимизировать попытку проверки больницы немцами, по округе были развешены объявления на русском и немецком: «Внимание! Сыпной тиф! Въезд запрещён!»
Но в августе 1942-го они всё-таки явились. Всех, кто находился в тот момент в больнице, взяли в плен; Куренцову арестовали и увезли в Кромскую тюрьму, где в тот момент располагался штаб гестапо. После череды жестоких допросов с применением пыток, Агафья Ивановна скончалась.
В Орловской области её по сей день почитают как народного героя и свято хранят память о её подвиге. В 2008 году в селе Кромы был открыт мемориал, посвящённый Агафье Ивановне Куренцовой.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема