Октябрь 1941 года выдался холодным. Почти каждую ночь случались заморозки. Живописный, поросший ивами пруд на территории участковой больницы, расположенной в хуторе Рыжный Кромского района Орловской области, подёрнулся тонким, прозрачным ледком. Когда-то давно это была богатая помещичья усадьба; теперь же и особняк, и огромный сад, и пруд были отданы больнице. Жёлтые и багряные листья с деревьев в саду ещё не облетели, а трава, хоть на ней и поблёскивал иней, была по-прежнему зелёной. Здесь, в тиши и уединении, казалось, что нет никакой войны. А она, была совсем близко. Ещё в конце сентября советские войска на орловско-брянском направлении фронта попали в окружение врага. Многие территории были оккупированы немцами. Стоял враг и в посёлке Кромы Сотни раненных советских солдат, пробираясь через окружение к своим, скрывались в лесах.
Главный врач больницы, Агафья Иванова Куренцова вернулась домой с дежурства уж затемно. Разогрела на электрической плитке ужин и только села за стол, как раздался тихий стук в окошко. Женщина выглянула на улицу. Возле её дома стоял... советский солдат!
Голодного, с отёкшими, обмороженными ногами Тихона — так звали солдата — Агафья Ивановна переодела и надёжно спрятала его солдатскую форму — в селе стояли немцы, если нагрянут — тогда обоим несдобровать! Куренцова оказала солдату первую помощь, накормила, а он рассказал о том, сколько в лесах ещё таких же как он — голодных, больных...
Наутро Куренцова отвела Тихона в больницу и, назначив лечение, оформила под вымышленным именем как местного жителя. В подробностях выяснив у солдата, где могут находиться остальные его спутники, она отправила надёжных людей, прочёсывать окрестности. Вскоре таким же образом — под чужими именами, как гражданских лиц — Агафья Ивановна разместила в участковой больнице ещё несколько десятков солдат...
Агафья Ивановна Куренцова славилась среди односельчан добротой, отзывчивостью и стремлением помогать людям. В 1931-м она по собственной инициативе организовала в деревне ТОрхово первые на Орловщине детские ясли! Да и больница в Рыжном вряд ли появилась бы без деятельного участия Куренцовой. Это именно она в 1927 году настояла, чтобы бывшую усадьбу помещика Щербачёва целиком передали под больничный комплекс. Находящаяся вдалеке от дорог, теперь, в 1941-м, больница стала местом для укрытия солдат от врага в его же тылу.
Около четырёхсот советских солдат и офицеров разместила Куренцова в своей больнице. Каждому здесь была оказана медицинская помощь; многим Агафья Ивановна буквально спасала жизни. Выздоровевшим помогали выбраться из окружения или присоединиться к партизанским отрядам. Супруг Агафьи Ивановны, Иван Василевич, на свой страх и риск ездил по окрестным колхозам за провизией для образовавшегося подпольного госпиталя. А чтобы минимизировать попытку проверки больницы немцами, по округе были развешены объявления на русском и немецком: «Внимание! Сыпной тиф! Въезд запрещён!»
Но в августе 1942-го они всё-таки явились. Всех, кто находился в тот момент в больнице, взяли в плен; Куренцову арестовали и увезли в Кромскую тюрьму, где в тот момент располагался штаб гестапо. После череды жестоких допросов с применением пыток, Агафья Ивановна скончалась.
В Орловской области её по сей день почитают как народного героя и свято хранят память о её подвиге. В 2008 году в селе Кромы был открыт мемориал, посвящённый Агафье Ивановне Куренцовой.
Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии
Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке. В четвертом веке стараниями святой Нины христианство стало государственной религией.
Грузинская Церковь имеет множество древних и самобытных традиций. Некоторые из них существуют с древних времен, некоторые — возникли относительно недавно, но также полюбились православным грузинам и прочно вошли в церковную жизнь. Ярким примером гармоничного сосуществования древних и новых церковных традиций в Грузии является праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресение.
В Грузинской Церкви Вербное воскресение именуется бзоба. Такое название возникло благодаря определенному виду растения. Если в России в день Входа Господня в Иерусалим принято приходить в храм с веточкой вербы, то грузины приносят с собой бзу или иначе колхидский самшит. Колхидский самшит — это вечнозеленое растение, кустарник с плотными овальными листьями. Самшит иначе именуется кавказской пальмой. Во время Входа в Иерусалим люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках. В России пальма не растет, ее заменила верба. Православные грузины приносят на праздник с собой в храм свой вид пальмы — самшит.
Недавно данная традиция оказалась на грани исчезновения. Колхидский самшит из-за климатических изменений, а также активизации паразита «Самшитовой огнёвки» стал исчезать и был занесен в красную книгу растений. Патриарх-Католикос Грузии Илия 2-ой, узнав об этом, благословил приносить в храм на праздник Бзоба ветви самшита только тем грузинам, которые посадили куст самшита рядом с домом. Тому же, кто этого сделать не успел, ветку самшита дают непосредственно в храме во время праздничного богослужения. Накануне службы храмовые работники бережно срезают ветви самшита в специальных питомниках и делают это с разрешения экологов.
Обычно в день Бзобы рядом с большими храмами и монастырями проходят ярмарки саженцев бзы — самшита. Каждый желающий может купить саженец и посадить его рядом с домом, тем самым не дав знаменитому растению окончательно исчезнуть. Таким образом, в Грузии сегодня стремятся сохранить древнюю церковную традицию и улучшить состояние природной среды.
Еще одна традиция Бзобы связана с историей грузинского языка. Накануне Вербного воскресенья празднуется Лазарева суббота, день, когда Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, друга Иисуса Христа. По благословению Патриарха-Католикоса Илии 2-го с 1985 года Лазарева суббота считается днем грузинского языка. По словам Патриарха Илии, грузинский язык много раз оказывался на грани исчезновения, но всегда возрождался, воскресал подобно Лазарю и по милости Божией продолжает существовать.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.