Когда произносишь: великосветская дама, перед глазами так и возникает образ надменной красавицы. Но с обложки книги воспоминаний княгини Марии Барятинской на нас смотрит женщина с простым и открытым лицом, одетая в скромное платье с белым воротничком. И всё же свои мемуары Барятинская назвала именно так: «Моя русская жизнь. Воспоминания великосветской дамы».
Праправнучка Суворова, супруга князя Анатолия Барятинского, флигель-адъютанта при императоре Николае II, Мария с самого детства вращалась в придворных кругах. И, так уж вышло, — стала свидетельницей последних лет и дней российской монархии. И это, пожалуй, одна из причин того, почему её мемуары вызывают сегодня большой интерес у читателей.
Но есть, конечно, и другие веские причины. Например, удивительный, плавный и естественный тон, которому автор не изменяет, ни рассказывая о блестящих балах у князя Монако на Лазурном берегу, ни повествуя об охваченном красным мятежом Петрограде 1917-го и своём бегстве из большевистской России. И это совсем не отстранённость — чувствуется, что княгиня, вспоминая прошлые события, вновь глубоко переживает каждое из них. Но повествует обо всём спокойно, словно примирившись с тем, как распорядился её жизнью Господь.
«Моя русская жизнь» — так назовёт тот период, уже находясь в эмиграции, Мария Барятинская — была действительно необыкновенной и яркой. Например, княгиня как приближённая к императорской фамилии, участвовала в коронации царя Николая II. Об этом она увлекательно и подробно рассказывает в одной из глав своих воспоминаний, в деталях не только воспроизводя торжественность церемонии, но и, например, описывая Успенский кремлёвский собор.
Целую главу Барятинская посвятила рассказу о госпитале, который во время Первой Мировой войны она открыла в Киеве, куда из Петрограда переехала к своей племяннице. Читаешь о том, как княгиня собственноручно готовила дома еду для раненых, как проводила бессонные ночи в операционной и с кротким молчанием сносила ругань крикливого доктора, и понимаешь: вот что значит настоящая великосветская дама!
В книге много любопытных подробностей — от деталей дамского бального платья до расположения русских войск на фронтах Первой Мировой. Контраст отнюдь не случаен — такой была сама жизнь. «Моя русская жизнь» — как с нежностью скажет о ней уже за рубежом, разлучённая с родиной Мария Барятинская.
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.