О жизни пророка Ионы рассказывает одноимённая книга Ветхого Завета. Она начинается с повеления Господа Ионе идти проповедовать в Ниневию, столицу Ассирии. Уже это удивительно, поскольку такую миссию, сравнимую лишь с апостольской, Господь не возлагал ни на какого другого пророка. Необычно и то, что Иона не послушался Бога, и не просто не послушался, но попытался убежать! Он направился к морю, в порт, купил место на корабле и поплыл на крайний запад, по одной из гипотез, в сторону восточного побережья Испании. Такого противления Богу в лице пророка мы не видим больше нигде во всём Ветхом Завете. Почему Иона так отреагировал на призыв Божий? Он, зная о милосердии Божием, не желал, чтобы оно коснулось ассири́йцев — злейших врагов Израиля.
Во время плавания на море разразилась буря, корабль был на краю гибели. Моряки решили по обычаю бросить жребий, чтобы узнать, на кого прогневался Господь, из-за кого они подвергаются опасности? И жребий пал на пассажира, которого они взяли на борт. Сам Иона в это время беззаботно спал в трюме, и можно только удивляться, что его сну не помешала ни буря, ни сознание вины перед Богом. Матросы разбудили его и стали допытываться: кто он? Поняв, что буря — из-за него, Иона ничего не скрыл, сказав, что он бежит от Бога, и просил бросить его за борт. Корабельщики ещё пытались выгрести к берегу, но, видя, что все их усилия напрасны, поступили по просьбе пророка, и буря тотчас утихла.
Иона не погиб в морской пучине — по велению Божию большая рыба проглотила его. Три дня и три ночи провел Иона во чреве рыбы, после чего Господь повелел ей извергнуть пророка, и тот оказался на морском берегу. Господь вновь повелел ему идти в Ниневи́ю, и вразумлённый Иона послушался.
Придя в Ниневию, он три дня ходил по её улицам, проповедуя жителям: через сорок дней Господь погубит город за их беззаконие. И проповедь возымела действие, все горожане начали усердно молить Бога о помиловании и каяться, отчего Господь сжалился и не стал губить их. История Ионы раскрывает милосердие Бога, показывая, что Он не желает смерти грешника. Согласно церковной традиции, трехднёвное пребывание Ионы во чреве рыбы является указанием на пребывание Господа Иисуса Христа во аде и воскресение в третий день.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
Рэй Брэдбери «Лёд и пламя» — «Из времени мы выпали в вечность»

Фото: Piqsels
В Постной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов Великого поста) есть слова: «Кто настолько премудр, чтобы приобрести за немногие дни вечность?» То есть тот, кто мудро распоряжается земной жизнью, приобретает за её краткое время Царствие Небесное. Ценности времени посвящён и рассказ «Лёд и пламя» американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери.
Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий изменения в организме. Продолжительность жизни сокращается до восьми дней. Дети, рождённые в понедельник, к воскресенью превращаются в стариков.
Вы заметили, что произошло? Рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче. Вот как описывает Брэдбери жизнь на чужой планете: «Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество — будто зарница. Возмужание — сон, зрелость — миф, старость — суровая быстротечная реальность, смерть — скорая неотвратимость».
Но разве эти слова только о фантастическом мире со страшной радиацией? Разве они не о нашем падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, и оно беспощадно, скоротечно.
Герои рассказа «Лёд и пламя» находят спасение, вернувшись в корабль, который защищает их своей обшивкой. И вновь в тексте проступает христианская символика: «корабль спасения» — так называют Церковь, внутри Церкви мы находим спасение от радиации греха и смерти.
— Я нашёл способ продлить жизнь на целых три дня, три долгих, славных дня, — говорит Сим, главный герой повести.
В ответ раздаются восторженные крики, ликование.
Для друзей Сима три дня — это неслыханное богатство. Вспомним слова из Постной Триоди, с которых мы начали эту беседу, они говорят о том же. Ведь за немногие дни, напоминают они нам, можно приобрести вечность.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Мариуполь (Донецкая Народная Республика). Кафедральный собор Святителя Николая Чудотворца
Во время Великой Отечественной войны в Советском союзе возросла роль Православной церкви. В общей беде люди обращались к Богу, и власти, ещё недавно враждебно относившиеся к религии, не препятствовали соборной молитве. Не стал исключением и Мариуполь. В годы войны верующие горожане сплотились, а вскоре после Победы зарегистрировали православную общину. Её участники приобрели дом на улице Кальмиусской, оборудовали под храм и освятили его во имя Николая Чудотворца. Многие годы маленькая церковь оставалась прибежищем для верующих. А в 1989-ом православные получили разрешение построить новый храм. Возведение продолжалось несколько лет, в нём приняли участие тысячи мариупольцев. Пожертвованиями и личным участием горожане приближали тот день, когда над городом засияли купола собора во имя святителя Николая Чудотворца. Он открылся в 1991 году, с тех пор богослужения под святыми сводами не прекращались. Сегодня Николаевский собор носит статус кафедрального храма Донецкой и МариУупольской епархии.
Радио ВЕРА в Мариуполе можно слушать на частоте 97,2 FM
Благовещенская церковь (Село Нелькан Хабаровский край)
В центральной части Хабаровского края, на стрелке рек Чуя и Мая, есть небольшой поселок Нелькан. Его история началась в девятнадцатом веке с печальных событий. В 1816 году в этих краях разразилась эпидемия сибирской язвы. От нее пострадали местные кочевые народы — тунгусы и якуты. Чтобы поддержать их в трудную годину, российское правительство организовало доставку хлеба в тайгу. Один из магазинов поставили в труднодоступной местности в урочище Нелькан. С тех пор здесь появились постоянные жители.
В 1851 году через Нелькан прошел почтовый тракт. Чтобы его обслуживать, в таежный посёлок переселились государственные крестьяне из Забайкалья. Православные построили для соборной молитвы часовню во имя святителя Николая. В 1864 году её посетил епископ Камчатский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов), ныне прославленный в лике святых.
Часовня в Нелькане служила духовным центром для русских переселенцев и тунгусов, принявших христианство. Сюда несколько раз в год приезжали священнослужители для совершения церковных таинств. В конце девятнадцатого века Никольская часовня сгорела и вместо неё построили деревянную церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В поселке поселился священник. Он не только проводил богослужения, но и обучал местных ребятишек в церковно-приходской школе.
В начале двадцатого века Благовещенскую церковь уничтожил пожар и в 1914 году в Нелькане возвели каменный храм. Его стали называть братом московского собора Христа Спасителя, поскольку проекты этих зданий подготовил один и тот же архитектор — Константин Тон. Изящная таёжная церквушка, построенная по эскизам знаменитого зодчего, едва уцелела в годы советской власти. После революции 1917-го в ней разместили сначала революционный комитет, а затем сельский клуб.
В конце двадцатого века власти отреставрировали здание, привели в первоначальный вид и... сделали его филиалом «Хабаровского краеведческого музея». С таким решением не согласились местные жители. Они собрали сельский сход и ходатайствовали о возобновлении богослужений. В октябре 1991 года под сводами Благовещенской церкви вновь зазвучала молитва. С тех пор храм остаётся духовным центром поселка Нелькан.
Все выпуски программы ПроСтранствия








