
Фото: Radik Sitdikov/Unsplash
На дворянском гербе промышленника Павла Харитоненко написано «Трудом возвышаюсь». Павел Иванович был наследником знаменитой фирмы «Харитоненко с сыном». Вскрыв после смерти отца его завещание, наследник прочёл: «Прошу любить город Сумы так, как люблю я» и следовал этому завету свою жизнь, став для Сум добрым гением.
Он родился в семье, которая трудилась ради процветания своего города. Благо финансовая база для этого была прочной. Отцу Павла принадлежало шесть крупнейших на Украине сахарных заводов. Его отчисления на благотворительные нужды были огромными. Не получивший достойного образования, Харитоненко-старший мечтал дать его своему сыну. К Павлу приглашали лучших педагогов, а в 17 лет отправили учиться в Германию, в Гейдельбергский университет. Вернувшись домой, Павел начал работать в фирме отца и с радостью отдавал заработанные деньги на благие дела.
Став во главе семейного бизнеса, Павел Иванович успешно его развивал: увеличил количество заводов с шести до десяти, снабжал сахаром пол России и имел представительства в Москве, Петербурге, Новосибирске, Харькове. Но Сумы с их узкими улочками и уютными особняками оставались для него любимым местом на свете. Когда в городе стали прокладывать шоссейные дороги, Харитоненко взял на себя львиную часть расходов. Профинансировал строительство водопровода и электрификацию Сум. Железнодорожная линия Сумы-Белгород появилась благодаря стараниям и деньгам Харитоненко. Он мечтал, чтобы по родному городу бегали трамваи, хотел спонсировать и этот проект, но в то время на узких улицах было невозможно проложить рельсы. Однако и без того, к началу 20-ого века заботами Павла Ивановича Сумы процветали и совсем не походили на скучный провинциальный город.
Совсем ещё молодым, в неполные тридцать лет Павла Ивановича избрали депутатом местной Думы. Им он оставался до конца своих дней. Кстати, возведение в дворянское достоинство было следствием не столько успешной коммерческой деятельности Харитоненко, сколько его заслуг в сфере благотворительности. Одним из поступков Павла Ивановича, восхитившим императора Николая Второго, стало пожертвование ста тысяч рублей Обществу попечения о бедных и больных детях. А газета «Южный край» писала: «Благодаря щедрым пожертвованиям Харитоненко город Сумы имеет гимназию, Кадетский корпус, детскую больницу, богадельню... В благодарность за крупные пожертвования городское управление избрало Павла Харитоненко „Почётным Гражданином Сум“».
В газетной статье не упомянули о школе Павла Ивановича для детей бедняков. О стипендиях для студентов, о пенсиях, на которые жили неимущие сумчане, о первом в городе бетонном мосте, о приюте, который горожане называли «пансионом благородных девиц». Девочки-сироты получали здесь хорошее образование, на выпуске за каждой воспитанницей Павел Иванович давал приданое и лично сватал барышень за молодых инженеров своих предприятий.
Харитоненко был человеком глубоко верующим и считал своим долгом поддерживать строительство храмов. Свою первую церковь — храм Святой Софии Павел Иванович построил в Москве на Софийской набережной. Второй — Преображенский в 1894 году на станции БОрки под Харьковом: на том месте, где царский поезд потерпел крушение. Церковь Архангела Михаила Павел Иванович возвёл в своём имении Натальевка. А в самих Сумах выстроил храм во имя Святой Троицы. Он возводился 13 лет и обошёлся благотворителю в баснословную сумму — полмиллиона рублей. Образа для иконостаса расписывал Михаил Нестеров. А над витражом «Троица» работал Кузьма Петров-Водкин.
«Богатый и щедрый», — говорили о Павле Ивановиче, те, кто хорошо его знали. И рассказывали, как умирал этот мужественный человек. Узнав, что заболел скоротечной чахоткой, он не впал в депрессию, не слёг в постель, не замучил родных жалобами. Харитоненко сел в автомобиль и на большой скорости промчался по всем своим украинским владениям: предприятиям и поместьям. Он попрощался с любимыми местами и друзьями. Не грустил сам и никому не позволял грустить. Таким — неутомимым и жизнерадостным Павел Иванович остался в памяти людей.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер