На дворянском гербе промышленника Павла Харитоненко написано «Трудом возвышаюсь». Павел Иванович был наследником знаменитой фирмы «Харитоненко с сыном». Вскрыв после смерти отца его завещание, наследник прочёл: «Прошу любить город Сумы так, как люблю я» и следовал этому завету свою жизнь, став для Сум добрым гением.
Он родился в семье, которая трудилась ради процветания своего города. Благо финансовая база для этого была прочной. Отцу Павла принадлежало шесть крупнейших на Украине сахарных заводов. Его отчисления на благотворительные нужды были огромными. Не получивший достойного образования, Харитоненко-старший мечтал дать его своему сыну. К Павлу приглашали лучших педагогов, а в 17 лет отправили учиться в Германию, в Гейдельбергский университет. Вернувшись домой, Павел начал работать в фирме отца и с радостью отдавал заработанные деньги на благие дела.
Став во главе семейного бизнеса, Павел Иванович успешно его развивал: увеличил количество заводов с шести до десяти, снабжал сахаром пол России и имел представительства в Москве, Петербурге, Новосибирске, Харькове. Но Сумы с их узкими улочками и уютными особняками оставались для него любимым местом на свете. Когда в городе стали прокладывать шоссейные дороги, Харитоненко взял на себя львиную часть расходов. Профинансировал строительство водопровода и электрификацию Сум. Железнодорожная линия Сумы-Белгород появилась благодаря стараниям и деньгам Харитоненко. Он мечтал, чтобы по родному городу бегали трамваи, хотел спонсировать и этот проект, но в то время на узких улицах было невозможно проложить рельсы. Однако и без того, к началу 20-ого века заботами Павла Ивановича Сумы процветали и совсем не походили на скучный провинциальный город.
Совсем ещё молодым, в неполные тридцать лет Павла Ивановича избрали депутатом местной Думы. Им он оставался до конца своих дней. Кстати, возведение в дворянское достоинство было следствием не столько успешной коммерческой деятельности Харитоненко, сколько его заслуг в сфере благотворительности. Одним из поступков Павла Ивановича, восхитившим императора Николая Второго, стало пожертвование ста тысяч рублей Обществу попечения о бедных и больных детях. А газета «Южный край» писала: «Благодаря щедрым пожертвованиям Харитоненко город Сумы имеет гимназию, Кадетский корпус, детскую больницу, богадельню... В благодарность за крупные пожертвования городское управление избрало Павла Харитоненко „Почётным Гражданином Сум“.».
В газетной статье не упомянули о школе Павла Ивановича для детей бедняков. О стипендиях для студентов, о пенсиях, на которые жили неимущие сумчане, о первом в городе бетонном мосте, о приюте, который горожане называли «пансионом благородных девиц». Девочки-сироты получали здесь хорошее образование, на выпуске за каждой воспитанницей Павел Иванович давал приданое и лично сватал барышень за молодых инженеров своих предприятий.
Харитоненко был человеком глубоко верующим и считал своим долгом поддерживать строительство храмов. Свою первую церковь — храм Святой Софии Павел Иванович построил в Москве на Софийской набережной. Второй — Преображенский в 1894 году на станции БОрки под Харьковом: на том месте, где царский поезд потерпел крушение. Церковь Архангела Михаила Павел Иванович возвёл в своём имении Натальевка. А в самих Сумах выстроил храм во имя Святой Троицы. Он возводился 13 лет и обошёлся благотворителю в баснословную сумму — полмиллиона рублей. Образа для иконостаса расписывал Михаил Нестеров. А над витражом «Троица» работал Кузьма Петров-Водкин.
«Богатый и щедрый», — говорили о Павле Ивановиче, те, кто хорошо его знали. И рассказывали, как умирал этот мужественный человек. Узнав, что заболел скоротечной чахоткой, он не впал в депрессию, не слёг в постель, не замучил родных жалобами. Харитоненко сел в автомобиль и на большой скорости промчался по всем своим украинским владениям: предприятиям и поместьям. Он попрощался с любимыми местами и друзьями. Не грустил сам и никому не позволял грустить. Таким — неутомимым и жизнерадостным Павел Иванович остался в памяти людей.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.