В одной семье муж и жена постоянно критиковали друг друга. Возмущенный муж настаивал на бессмысленности любой работы жены, а отсюда зря потраченное время. «За что ты не возьмешься, ничего у тебя не получается!» Супруга так же находила немало поводов для критики: «Я же просила тебя помыть машину, неужели так сложно это сделать!». Иногда муж и жена молча выносили обиды, но ситуация от этого не менялась. Что же делать?
Выражать свое недовольство можно и нужно. Однако, критикуя, постарайтесь говорить о поступке, который вам не понравился, а не о личности в целом. Составьте список всех недовольств в сторону супруга. Например: «Из-за тебя в нашем доме вечный беспорядок, я требую, чтобы ты убирал за собой вещи!» или «Ты виноват в том, что ребенок дружит, с кем попало. У тебя на общение с ней никогда нет времени». Просмотрите на этот список и подумайте, что вы сами могли сделать для выхода из ситуации, но не сделали. И попытайтесь для каждого из этих случаев найти вариант решения, в котором можно показать свою заинтересованность, участие, доброе отношение и предложение помощи.
В случае, когда жена обвиняет мужа в том, что он слишком мало внимания уделяет дочери, вместо упрека, она может сказать ему: «Меня беспокоит, что дочь в плохой компании. Нам следует вместе разобраться, в чем тут дело...». Говорить о своих чувствах, переживаниях стоит от первого лица. И не менее важно уметь просить, а не требовать. В случае с уборкой будет лучше сказать: «Я очень расстроена, что не получается поддерживать в нашем доме порядок, и очень хочу тебя попросить убирать за собой свои вещи».
Доброе, внимательное и чуткое отношение друг к другу творит чудеса. В ответ на вежливую просьбу, сказанную с уважением, трудно ответить критикой. Наоборот, хочется эту просьбу выполнить. Улыбка вызывает ответную улыбку, а обвинения порождают ответные обвинения или обиду. Помните, что каждый человек нуждается в любви и бережном отношении.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема