С давних пор «Святой землей» принято называть ту часть Ближнего востока, где жил и проповедовал Господь Иисус Христос. Центром этого региона является, конечно, Иерусалим. К «Святой земле» принадлежат другие, значимые с точки зрения библейской истории, города: Назарет, Вифлеем, Иерихон. Христиане с древних времен старались строить храмы в местах, связанных со служением Спасителя. В первую очередь, церковь была построена там, где Христос воскрес из мертвых. Так в четвертом веке появился Храм Гроба Господня, который в течение своей истории несколько раз перестраивался, расширялся и теперь под своей крышей объединяет пещеру Воскресения, Голгофу и место первого явления воскресшего Спасителя.
В Храме Гроба Господня служат христиане разных конфессий —православные, католики, армяне, копты... Однако, именно православные христиане приложили больше всех усилий, чтобы святыни Святой земли находились в порядке и были доступны для посещения паломниками. Уже в третьем веке в Иерусалиме появилась группа священнослужителей и благочестивых мирян, которые решили заботиться о местах, связанных с жизнью и служением Иисуса Христа. Со временем группа преобразовалась в братство «Знамение», задачей которого было совершать ежедневное богослужение в храме Святого гроба и помогать паломникам. Вскоре под попечением братства оказались другие храмы и монастыри Святой земли.
В седьмом веке братство «Знамение» поменяло своё название. Оно стало именоваться Братством Святого гроба. Причина состояла в следующем — в начале седьмого столетия Святая земля, которая до того входила в границы Византии, была завоевана арабами. Арабский халиф пожелал, чтобы Храм Гроба Господня имел постоянного попечителя — им стала Иерусалимская Православная Церковь, которая, в свою очередь, перепоручила эту обязанность братству Святого гроба. Изменённое название указывало, что главным объектом попечения является Храм Гроба Господня. Однако члены братства продолжали заботиться и о других значимых местах Святой земли.
Со временем братство стало объединять наиболее деятельных священнослужителей Иерусалимской Православной Церкви. В 19 веке после изменения устава главой организации стал Иерусалимский Патриарх. Таковым он является и сегодня. Кроме Патриарха Братством управляет совет из 18 наиболее авторитетных священников Иерусалимской Церкви. Все они по национальности — греки.
В наши дни к Иерусалимской Церкви принадлежат примерно 130 тысяч человек. Это в разы меньше того количества православных паломников, которые ежедневно прибывают на Святую землю для поклонения её святыням. Поэтому деятельность Братства Гроба Господня не теряет своей актуальности. Члены братства по-прежнему совершают богослужения в наиболее значимых храмах и монастырях, представляют интересы Православной Церкви перед лицом государства. Иными словами — выполняют свою изначальную миссию.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.