Так называемая "иерейская проза", - то есть, проза, созданная священнослужителями, - давно перешла из разряда уникальных явлений в востребованное читателями современное литературное направление. Владеть пером у батюшек получается ничуть не хуже, чем у многих маститых писателей. Сложно сказать, почему именно священникам удается так выразительно запечатлеть в художественном слове нашу непростую и порой противоречивую действительность, но то, что среди людей в рясах есть по-настоящему талантливые авторы - совершенно точно.
Протоиерей Савва Михалевич пишет с детства. Но если свои юношеские творения на суд читателя он выносить не спешит, то зрелую прозу батюшки сегодня с удовольствием издают и читают. В числе последних изданий - книга "Прихожанка", куда вошли рассказы разных лет.
Судя по этой книге, литературный стиль отца Саввы отличается, прежде всего, удивительной естественностью повествования. Возникает ощущение, что не книгу читаешь, а слушаешь интересного собеседника. Отец Савва пишет, - а лучше сказать, рассказывает - как бы неспеша, плавно, и с каким-то явным внутренним умиротворением, которое моментально передается читателю. Простые истории становятся настоящим успокоительным, причем двойного действия, потому что еще и стимулируют мыслительный процесс.
В рассказах из книги протоиерея Саввы Михалевича "Прихожанка" все просто. Вот, например, в рассказе "Подтянуть шнурки", написанном, как и большинство, от первого лица, мы видим мальчика, мечтающего о коньках. Скоро коньки у него появляются, их дарит мальчику на Рождество мама. Только почему-то ездить на них совсем неудобно, ноги то и дело подворачиваются, мальчишки во дворе смеются... Однажды это заметил сосед. Подошел и просто сказал: нужно подтянуть шнурки. В туго зашнурованных коньках мальчик твердо стоял на льду и больше не падал. На всю жизнь его девизом в сложных ситуациях оставалась эта фраза из детства: надо подтянуть шнурки!
Находят свое отражение в произведениях отца Саввы даже случайные, мимолетные встречи. Так, в коротеньком, в один абзац, рассказе "Счастливая" он говорит о встреченной им однажды на вокзале женщине без ноги, на костылях. Батюшку поразило абсолютно счастливое выражение ее лица. Потом ему рассказали, что в молодости ее обманул жених, не приехал в ЗАГС, и она от горя и позора бросилась под поезд. Так и лишилась ноги. А спустя время - встретила хорошего человека, полюбила и вышла замуж. Такова жизнь - непредсказуемая и многообразная - в книге протоиерея Саввы Михалевича "Прихожанка".
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.