«Старец, на лице которого мыслью и веселием светились голубые глаза» — так современники вспоминали публициста и духовного писателя, мученика Михаила Александровича Новосёлова.
Он родился в 1864-м году в верующей семье, получил хорошее образование. В юности Новосёлов прошел через увлечение идеями Толстого, был с хорошо знаком с писателем и пытался даже на практике воплотить его концепции. Так в 1888-м году, на полученные в наследство деньги, он основал в селе Дугино Тверской губернии земледельческую общину, которая просуществовала два года, после чего Новосёлов разочаровался в толстовских идеях и вернулся в православие.
Ещё до революции кого-то из современников восхищала, а кого-то раздражала «церковность» Михаила Александровича и его бурная миссионерская деятельность. В самом начале 20-го века Новоселов читает богословские лекции в Москве, водит творческую и личную дружбу с отцом Павлом Флоренским, отцом Сергием Булгаковым, Владимиром Соловьёвым. Особые отношения были у Новоселова с праведным Иоанном Кронштадтским, оптинскими и зосимовскими старцами. А философ Василий Розанов подписывает ему свою книгу «Опавшие листья» так: «Дорогому Михаилу Александровичу Новоселову, собирающему душистые травы на ниве церковной и преобразующему их в корм для нашей интеллигенции».
Михаил Александрович понимал, какие глубокие заблуждения бытуют в среде образованного сословия. Это сподвигло Новоселова приступить в 1902-м году к изданию «Религиозно-философской библиотеки». Тонкие книжки «Библиотеки» в бледно-розовой обложке вскоре стали известны по всей России. До 1917-го года Михаил Александрович успел выпустить около шестидесяти книг, а также листки «Религиозно-философской библиотеки».
Новоселов продолжил свою работу просветительскую деятельность и после революции — вплоть до своего ареста в 1929-м году.
Весной 1918-го года Михаил Александрович предоставил свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся с благословения Святейшего Патриарха Тихона. На этих курсах Новоселов преподавал и сам. Многое из того, что было подготовлено для занятий, затем было использовано Новоселовым в главном труде своей жизни — «Письмах к друзьям». Над этими статьями Михаил Александрович работал пять лет — с 1922-го по 27-ой год. «Письма к друзьям», посвященные самым актуальным вопросам церковной жизни, переписывались и многократно перепечатывались. Они были обращены ко всем православным. До читателей статьи Новоселова доходили в виде самиздата.
31-го декабря 1927-го года после всенощной и новогоднего молебна Михаил Александрович Новоселов начал свое двадцатое, последнее «Письмо к друзьям», такими словами: «...Из множества ударов, нанесенных Церкви в этом году, достаточно указать два: разгром Сарова и опустошение Дивеева. Нужно ли разъяснять, что потеряли православные русские люди с уничтожением этих обителей? Накренился и повис над бездной весь церковный корабль».
Но завершается это письмо, а с ним и вся книга Михаила Александровича Новоселова возвышенными словами: «Блажен, кто не отступит от Христа среди тяжких искушений, постигающих Церковь... воодушевляясь участием в Её всемирном торжестве, имеющем открыться по скончании мира».
В 1929-м году Новоселов был арестован. В 38-м — приговорен к расстрелу. Михаил Александрович Новоселов причислен к лику святых как мученик в 2000-м году.
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.