«Старец, на лице которого мыслью и веселием светились голубые глаза» — так современники вспоминали публициста и духовного писателя, мученика Михаила Александровича Новосёлова.
Он родился в 1864-м году в верующей семье, получил хорошее образование. В юности Новосёлов прошел через увлечение идеями Толстого, был с хорошо знаком с писателем и пытался даже на практике воплотить его концепции. Так в 1888-м году, на полученные в наследство деньги, он основал в селе Дугино Тверской губернии земледельческую общину, которая просуществовала два года, после чего Новосёлов разочаровался в толстовских идеях и вернулся в православие.
Ещё до революции кого-то из современников восхищала, а кого-то раздражала «церковность» Михаила Александровича и его бурная миссионерская деятельность. В самом начале 20-го века Новоселов читает богословские лекции в Москве, водит творческую и личную дружбу с отцом Павлом Флоренским, отцом Сергием Булгаковым, Владимиром Соловьёвым. Особые отношения были у Новоселова с праведным Иоанном Кронштадтским, оптинскими и зосимовскими старцами. А философ Василий Розанов подписывает ему свою книгу «Опавшие листья» так: «Дорогому Михаилу Александровичу Новоселову, собирающему душистые травы на ниве церковной и преобразующему их в корм для нашей интеллигенции».
Михаил Александрович понимал, какие глубокие заблуждения бытуют в среде образованного сословия. Это сподвигло Новоселова приступить в 1902-м году к изданию «Религиозно-философской библиотеки». Тонкие книжки «Библиотеки» в бледно-розовой обложке вскоре стали известны по всей России. До 1917-го года Михаил Александрович успел выпустить около шестидесяти книг, а также листки «Религиозно-философской библиотеки».
Новоселов продолжил свою работу просветительскую деятельность и после революции — вплоть до своего ареста в 1929-м году.
Весной 1918-го года Михаил Александрович предоставил свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся с благословения Святейшего Патриарха Тихона. На этих курсах Новоселов преподавал и сам. Многое из того, что было подготовлено для занятий, затем было использовано Новоселовым в главном труде своей жизни — «Письмах к друзьям». Над этими статьями Михаил Александрович работал пять лет — с 1922-го по 27-ой год. «Письма к друзьям», посвященные самым актуальным вопросам церковной жизни, переписывались и многократно перепечатывались. Они были обращены ко всем православным. До читателей статьи Новоселова доходили в виде самиздата.
31-го декабря 1927-го года после всенощной и новогоднего молебна Михаил Александрович Новоселов начал свое двадцатое, последнее «Письмо к друзьям», такими словами: «...Из множества ударов, нанесенных Церкви в этом году, достаточно указать два: разгром Сарова и опустошение Дивеева. Нужно ли разъяснять, что потеряли православные русские люди с уничтожением этих обителей? Накренился и повис над бездной весь церковный корабль».
Но завершается это письмо, а с ним и вся книга Михаила Александровича Новоселова возвышенными словами: «Блажен, кто не отступит от Христа среди тяжких искушений, постигающих Церковь... воодушевляясь участием в Её всемирном торжестве, имеющем открыться по скончании мира».
В 1929-м году Новоселов был арестован. В 38-м — приговорен к расстрелу. Михаил Александрович Новоселов причислен к лику святых как мученик в 2000-м году.
Марфо-Мариинский женский монастырь — Владивосток

Фото: Piqsels
Ансамбль Марфо-Мариинского монастыря появился во Владивостоке в конце девятнадцатого века как архиерейское подворье. Комплекс зданий в живописной долине реки Седанки построили для первого епископа Владивостокской епархии, Евсевия (Никольского). Рядом с домом архипастыря возвели церковь, посвящённую его небесному покровителю — священномученику Евсевию Самосатскому, а также храм-часовню во имя Александра Невского. При подворье отрылись церковно-приходская школа и учительская семинария для подготовки преподавателей.
Святитель Евсевий возглавлял Церковь во Владивостоке почти двадцать лет. За это время в епархии было построено сто семьдесят храмов и начало действовать более ста образовательных учреждений. С благословения владыки на Дальнем Востоке учредили Камчатское православное братство. Благодаря этой организации дети коренных северных народов обучались грамоте и ремёслам. В таёжной глубинке появились больницы с бесплатными лекарствами.
В 1917 году Евсевий (Никольский) отправился в Москву, чтобы принять участие во Всероссийском поместном соборе. Вернуться на Дальний Восток владыке помешали революция и вспыхнувшая вслед за ней гражданская война. Архиерейское подворье на реке Седанке безбожные власти национализировали. На территории комплекса в разные годы размещались школа для малолетних преступников, кинотеатр и ремонтные мастерские.
В 1989 году архитектурный ансамбль, созданный епископом Евсевием, вернули Русской Православной Церкви. Здесь открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия, которая вскоре была преобразована в женский монастырь. Его насельницы с помощью благотворителей восстановили и отреставрировали здания архиерейского подворья.
Возродили сестры Марфо-Мариинского монастыря и традиции милосердия, заложенные при владыке Евсевии (Никольском). Монахини посещают пациентов «Приморской детской туберкулезной больницы», «Дома ветеранов и пенсионеров», клинической больницы № 2 Владивостока, ухаживают за больными на дому и оказывают молитвенную помощь всем, кто об этом попросит.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Подражание святым. Алёна Боголюбова

Прочитала как-то у преподобного Варсонофия Оптинского поучение, в котором он называл подражание святым, чьи имена мы носим, «нашей обязанностью».
При крещении мне дали имя в честь святой равноапостольной Елены. Я часто ей молюсь и перечитываю житие, но сказать, что следую её примеру, конечно, не могу. Равноапостольная Елена жила в третьем — четвёртом веках от рождества Христова, в период гонений христиан. Она строила храмы и монастыри, помогала бедным. Именно она нашла Крест, на котором распяли Господа нашего Иисуса Христа. И это обретение положило начало празднику Воздвижения Креста Господня.
Читая житие, я понимала, что мне до моей святой не просто очень далеко, а я вообще не представляю, что значит подражать личности такого масштаба. Но старец Варсонофий уточнял, что за основу нужно брать конкретную добродетель и приводил в пример преподобного Макария Оптинского, который в основу подвига положил смирение, так отличавшее его святого — Макария Великого. Передо мной встал вопрос: как определить добродетель, на которую я могу ориентироваться? И ответить на этот вопрос мне помог сын, которому тогда было 5 лет.
Разглядывая красный угол, он спросил, а чем прославились святые, изображенные на наших иконах? Я взяла в руки образ святителя Луки Крымского, приложилась к нему и, как могла попыталась ему объяснить:
— Когда врачи бессильны, люди обращаются к нему и даже в безнадёжных ситуациях многие получают исцеление. А это — святой праведный Иоанн Кронштадтский, — сказала я, заметив, на какую икону смотрит мой сын, — Он помогал бедным, имел дар исцелять больных.
Ребёнок слушал с интересом, но вдруг прильнул к иконе святой равноапостольной Елены и спросил:
— А какой дар был у твоей святой?
И я стала рассказывать о той великой пользе, которую она принесла всем христианам. Но у 5-летнего мальчика всё это не вызывало такой реакции, как рассказ о дарованиях святителя Луки Крымского и праведного Иоанна Кронштадтского.
Зато, когда я сказала, что она была мамой Константина Великого —правителя, который сделал христианство разрешённой религией, — глаза сына вдруг загорелись.
На основе этого факта ребёнок сделал простой вывод: к святой равноапостольной Елене можно обращаться, цитирую: «Чтобы воспитать хорошего сына...»
Я стала размышлять. О чём я чаще всего молю свою святую? О благополучии семьи. Обращаюсь к ней как мама к маме. Это и есть та самая добродетель, которую я могу и хочу взять за основу, и подражать ей именно в этом.
Воспитать хорошего ребёнка — значит стать хорошим родителем. По моему мнению, святая равноапостольная Елена — это, прежде всего, пример хорошей мамы. И не потому, что её сын стал великим, а потому что она помогла ему прийти ко Христу. Как именно? Своим примером.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
22 октября. О власти, данной Господом христианам

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа апостолам: «Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
О власти, данной Господом христианам — священник Максим Пустовый.
Апостолам и нам с вами дана власть и предоставлена свобода действий пользоваться этой властью и попрать, то есть уничтожить, условных духовных змей и скорпионов, или пренебречь даром и произвольно подчиниться страстям.
Под именем змей святые отцы, конечно же, разумеют начинания греховные, а под именем скорпионов — прикрытые, может быть, наружностью, непорочностью и даже добром, те же самые грехи.
Власть, данная Господом Его семидесяти ученикам и апостолам, дана всем христианам, и мы должны ею пользоваться. Как именно? Посекать именем Иисуса головы, или главы, то есть начальные проявления греха в мыслях, мечтаниях или ощущениях, и уничтожить в себе владычество дьявола над нами, уничтожить всё его влияние на нас, стяжать, то есть приобрести, духовную свободу.
А основанием для этого подвига будет благодать Святого Крещения. Оружием для этого подвига пусть будет моление именем Иисуса Господа, Спаса нашего Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема