О дочери графа Орлова-Давыдова — Марии говорили, что она напоминает Мадонну, написанную художником Гольбейном. Молчаливая Машенька была словно озарена внутренним светом. Писатель Аксаков вспоминал, что в девушке «чувствовалось присутствие какой-то нравственной силы». Эту силу и тепло своей души графиня отдавала простым людям, которым служила всю жизнь.
Мария Владимировна родилась в 1840 году. Девочку очень любили в семье, дали ей прекрасное образование и радовались её успехам в живописи, зачитывая журналы, печатавшие рецензии на картины юной художницы. Она не только рисовала, но и пела — особенно удавались Машеньке церковные песнопения. Мама Марии — графиня Ольга Ивановна организовала в подмосковной усадьбе Орловых-Давыдовых общину незамужних девушек, которые решили посвятить свою жизнь Богу. Называлась она «Общество Добрых Девушек». Мария трудилась в нём наравне с матерью: учила крестьянок грамоте и помогала им выхаживать больных в местной лечебнице.
После смерти отца Марии Владимировне перешли обширные земли в Подмосковье и графиня приняла решение, определившее всю её дальнейшую жизнь: построить общину милосердия. Возле села Щеглятьево находилась Добрыниховская пустынь. Она-то и показалась Марии Владимировне подходящим местом для общины. В 1893 году сестринский корпус с домовым храмом был готов. А со временем в Добрынихе — так местные жители окрестили пустынь — вырос целый монастырский комплекс, получивший название «Отрада и Утешение». Архитектор Соловьёв возвёл в нём Успенский Собор. На территории появились церковно-приходская школа, приют для детей, богадельня, больница, мастерские.
Графиня пожертвовала на строительство 200 000 рублей и все свои земли. Когда работы были завершены, она приняла монашеский постриг с именем Магдалины и стала настоятельницей обители. Главную цель своей общины матушка, по её словам, видела: «в служении жителям ближней окрестности, в уходе за больными, в обучении и воспитании детей женского пола». Игуменья хотела, чтобы, по её словам, послушницы были «готовы во всякое время дня и ночи на служение многоразличным нуждам больных, бедных и сирот».
По сути, матушка Магдалина создала и возглавила настоящий реабилитационный центр. Его работа была направлена на восстановление души человека, на его духовное исцеление. Начинание игуменьи оказалось примером для подражания — в Российской империи и за её пределам стали возникать подобные женские общины. В обители «Отрада и Утешение» к началу Первой мировой войны служило 130 монахинь, в богадельне проживали 50 старушек, в приюте тридцать сирот. Община содержалась в образцовом порядке, её хозяйство процветало: продавался скот, фрукты, овощи, мёд. На счету «Отрады и Утешения» был капитал в 412 000 рублей. В 1916 году обитель пожертвовала крупную сумму русской армии, помогала средствами семьям фронтовиков и раненым воинам.
После революции община оказалась на грани уничтожения. Матушка решилась на смелый поступок: чтобы спасти своё детище она написала письмо Ленину, в котором предлагала преобразовать обитель в детский приют. Эта мысль была отвергнута и общину преобразовали в трудовую сельхозартель. Она просуществовала до 25-ого года. Постепенно власти исключили из артели дворян, а там трудились княгиня Ширинская-Шахматова, графини Языковы. Потом изгнали монахинь и саму игуменью. Ей было уже 86 лет, она не могла передвигаться самостоятельно и почти потеряла зрение. Матушка поселилась в деревне Степыгино. Местные жители уже не называли её Магдалиной, а прозвали «Добрынихой» — не столько по названию Добрыниховской пустыни, сколько за доброту. И после её смерти долгие годы тёплым словом вспоминали старушку, отдавшую всю свою любовь Богу и людям.
Что дает крестный ход? Оксана Кавальская
Однажды я решилась принять участие в крестном ходу. Зачем? Ответы я получала постепенно. А тогда, когда покупала билеты до Екатеринбурга, откуда стартовал крестный ход, посвящённый 100-летию со дня расстрела царской семьи, просто какое-то внутреннее чувство подсказывало, что надо обязательно идти.
Меня ожидали 3 дневных перехода по 30-40 километров и один ночной — протяжённостью в 25 километров. Будучи мастером спорта по конкуру, я постоянно принимала участие в соревнованиях и очень много тренировалась, поэтому была уверена в своей выносливости. Думала, я легко одолею эти нагрузки. Полагала, что главное тут — желание.
Однако, на первом же переходе осознала свою ошибку: выяснилось, что вся моя спортивная подготовка — ничто, ведь нагрузки здесь совсем другие. Было очень тяжело, ноги предательски болели, казалось, абсолютно во всех местах. Но сдаваться я не собиралась. Пока шли, все пели Иисусову молитву. Из-за усталости, которая возрастала с каждым шагом, трудно было на ней сосредоточиться. Когда становилось особенно непросто, на ум постоянно приходили две фразы: «все могу в укрепляющем меня Господе» и «сила моя в немощи совершается». Видимо, не просто так.
Что меня поразило: Иисусова молитва продолжала звучать и когда мы дошли до привала. Только уже где-то глубоко внутри. Такая молитва, исходящая без каких бы то ни было усилий, была в моей жизни впервые.
Крестный ход продолжился. Обычно переход занимал почти весь день. Мы проходили вдоль шоссе и по селам. Иногда местные жители, видя нас, оставляли свои дела и выходили навстречу. Кто-то крестился, у кого-то наше появление вызывало слёзы умиления, а кто-то и присоединялся к нам! Я чувствовала, что, пусть и на мгновение, но с Божией помощью получилось коснуться сердец этих людей.
Дошли до места ночлега. Отслужили молебен. После ужина еще долго сидели за чаепитием. И так хорошо было в этом теплом, уже сдружившимся коллективе. Ведь весь путь мы творили молитву соборно. И можно сказать, были тогда малой церковью. Поддерживали, терпели немощи друг друга. Я чувствовала себя такой счастливой. Оказалось, счастье не зависит от материальных факторов, а настоящая радость возможна только в Боге — когда чувствуешь Его присутствие рядом.
Этот крестный ход дал мне не один ответ на вопрос, зачем столько людей из года в год совершают такие подвиги, почему крестные ходы становятся все масштабнее? И хочу поделиться своим мнением.
Лично я научилась с Божьей помощью преодолевать себя. Убедилась в том, что ничего невозможного для Бога нет. Силы, вопреки отсутствию отдыха, появляются в тот момент, когда от усталости хочется упасть. И я уверенна, что это — именно помощь Господа!
Я впервые ощутила, как молитва исходит из сердца, наполняет его светом общения с Богом. И все бытовые проблемы становятся незначительными.
Прежде мне казалось, что физическая нагрузка при многодневном переходе забирает силы, но сейчас я поняла, что участие в крестном ходу наоборот, наполняет! Жизнью.
Это — мои открытия. Думаю, вот такие навыки, получаемые в крестных ходах, и побуждают людей участвовать в них из года в год.
Автор: Оксана Кавальская
Все выпуски программы Частное мнение
27 декабря. О том, кто больше в очах Божьих
В 9-й главе Евангелия от Марка: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О том, кто больше в очах Божьих — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 декабря. О мировоззрении и трудах Луи Пастера
Сегодня 27 декабря. В этот день в 1822 году родился французский химик и микробиолог Луи Пастер.
О его мировоззрении и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема