Корень слова «богатырь» — «Бог». Не случайно героев, отдавших жизнь за Отечество и Православную веру, на Руси называли богатырями.
Сегодня мы говорим о преподобном Александре Пересвете и стихотворении Виктора Афанасьева «Схимник Пересвет».
В 1380 году московский князь Дмитрий Иванович, известный в истории как Дмитрий Донской, повел русское войско на битву с Мамаем. Мамаева Орда грозила разорить Русь, нужно было дать ордынцам отпор.
Перед тем, как покинуть Москву, князь Дмитрий со своими приближенными отправился в монастырь Святой Троицы под Радонежем — получить благословение игумена Сергия на битву с Мамаем. А еще князь попросил Сергия Радонежского дать в его войско для молитвенной поддержки двух монахов: Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
В стихотворении Виктора Афанасьева «Схимник Пересвет» преподобный Сергий Радонежский без промедления откликается на просьбу князя.
АФАНАСЬЕВ:
Молвил князю Сергий,
Подавая меч:
— С Богом! Ныне свергнем
Иго с наших плеч.
Мы теперь не слабы.
Не страшись, иди —
Пересвет с Ослябей
Будут впереди.
Бог и церковь с вами
Против всех угроз:
Русской силы знамя
Освятил Христос.
Решающее сражение с армией Мамая произошло на Куликовом поле возле реки Дон. Русское войско построилось под главным полковым знаменем с образом Спаса Нерукотворного. Два всадника — Александр Пересвет и Андрей Ослябя — были не в воинских доспехах, а в одежде монахов-схимников. Всем своим видом они внушали презрение к смерти и напоминали, что русское воинство идет на святую битву.
Из лагеря ордынцев отделился всадник гигантского роста, назвавшийся Челубеем. Потрясая копьем, он стал хвастаться своей силой и непобедимостью, вызывая кого-нибудь из русских на поединок. Ордынцы применили свой излюбленный психологический прием — устрашить противника перед боем, заставить усомниться в своих силах.
Вызов принял радонежский монах Александр Пересвет. До принятия монашества он был искусным воином и теперь спокойно выехал навстречу великану с копьем наперевес.
АФАНАСЬЕВ:
Выезжает конный
В куколе, с крестом,
С ликом, истомлённым
Бденьем и постом,
Схимник, бывший воин;
Вот и он своё
Поднял боевое
Длинное копьё.
Без щита, без лат он,
В стремени нога,
В мантии крылатой
Мчится на врага.
На всем скаку противники ударились копьями, и оба бездыханными упали с коней.
Бесстрашие монаха, посрамившего похвальбу Челубея, вдохновило русских воинов. Князь Дмитрий воскликнул: «С нами Бог»! — и на Куликовом поле началась битва, которая закончилась победой русского войска.
Радонежского монаха Александра Пересвета, названного в летописях «первоначальником» великой победы, с почестями похоронили в Москве.
АФАНАСЬЕВ:
Войско несёт с собою
Первую жертву боя:
Иночества то цвет —
Схимник Пересвет.
Верный Христа заветам,
Вышел он в битву с тьмой.
Пал он на поле этом,
Как в пашню зерно весной.
Так Русь проросла Святая
Для Веры и Любви,
Храмы свои утверждая
На мученической крови.
Виктор Васильевич Афанасьев неоднократно подчеркивает в стихотворении, что русский богатырь Пересвет был монахом-схимником и главным его оружием была молитва.
В конце 1990-х годов Виктор Афанасьев — известный поэт, литературовед, церковный писатель — и сам принял монашеский постриг с именем Лазарь в монастыре Оптина пустынь.
Стихотворение «Схимник Пересвет» представляет собой один из ярких образцов духовной поэзии монаха Лазаря.
Храм Храм Тхаба-Ерды. Ингушетия

Сегодня большинство жителей республики Ингушетия исповедуют ислам. Но и христианство здесь, на северных склонах Большого Кавказского хребта, имеет многовековые корни. Свидетельство тому — древняя каменная церковь, расположенная в горах Ингушетии у самой границы с Грузией. В туристических путеводителях она обозначена с ингушским названием Тхаба-Ерды, что в переводе означает «Храм веры».
Четырёхугольное здание семнадцать на восемь метров сложено из целых камней. Лаконичный облик завершает двускатная кровля. Внутреннее пространство освещено единственным окном, состоящим из двух узеньких арок. История храма полна загадок. Так, учёные не пришли к единому мнению о том, кто и когда его построил. Возможно, церковь создали в восьмом веке византийские миссионеры — они прибыли к языческим племенам Кавказа с Евангельской проповедью. Возможно, потрудились в двенадцатом столетии соседи ингушей — грузины, исповедующие православие. В то время Грузией правила царица Тамара, прославленная в лике святых.
В тринадцатом веке христиан на территории Ингушетии истребили монгольские завоеватели, и церковь Тхаба-Ерды долгое время стояла в запустении. Однако, в ней сохранилось несколько каменных рельефных икон. Самая значимая расположена на западном фасаде. На ней изображён образ Иисуса Христа.
В двадцать первом столетии храм Тхаба-Ерды возродился для богослужений. Первое состоялось в ноябре 2012 года. На молебне присутствовали глава Российского императорского дома Романовых великая княгиня Мария Георгиевна и президент республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров. В приветственном слове он отметил, что древний храм должен выполнять своё предназначение. И хотя церковные службы в Тхаба-Ерды пока совершаются крайне редко, всякий, кому довелось здесь оказаться, может помолиться под древними сводами.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Пещерные храмы. Дивногорье

Есть под Воронежем городок Лиски — небольшой районный центр. А буквально в десяти километрах от него, в западном направлении, на правом берегу реки Дон, находится плато Дивногорье. Имя своё местность получила от слова «дивы». Так называются меловые скалы, или столпы, внутри которых в 17 столетии появился пещерный монастырь. До наших дней дошли два храма — церковь в честь иконы Божьей Матери Сицилийской и храм Рождества пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи. Первый находится на территории природного музея-заповедника, в так называемых Больших Дивах. Второй — в Малых Дивах, на возвышенности неподалёку от Свято-Успенского Дивногорского мужского монастыря.
По преданию, начало пещерному монастырю в Дивногорье положили греческие монахи Иоасаф и Ксенофонт. Они были выходцами с острова Сицилия и в 1653-м году, гонимые католиками, бежали оттуда на Русь. С собою монахи привезли чудотворный образ Богородицы, который стал именоваться Сицилийским. В одной из меловых скал монахи вручную выдолбили церковь, где долгое время и находилась чудотворная икона. Со временем к монахам присоединились последователи, и вскоре в Дивногорье появилась довольно большая пещерная обитель — с кельями, хозяйственными постройками и ещё одним храмом — церковью Рождества Иоанна Предтечи.
Сегодня попасть в храмы, выдолбленные в дивах, можно с экскурсией или индивидуально. Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери находится в ведении музея-заповедника — расписание и нюансы посещения нужно уточнять там. А вот перед походом в Предтеченскую церковь необходимо получить благословение настоятеля Свято-Успенского Дивногорского монастыря. Этот пещерный храм был передан Русской Православной Церкви и несколько раз в год там совершаются Богослужения. Интерьеры обоих храмов отреставрированы и весьма схожи: узкие коридоры со сводчатыми нишами особым образом вырублены вокруг алтаря, чтобы монахи могли обходить его крестным ходом. Здесь тишина, полумрак и даже летом прохладно — не больше плюс десяти градусов. Белоснежные стены когда-то были расписаны фресками, однако сырость, к сожалению, привела к их полной утрате. Несмотря на это, в пещерных храмах Дивногорья царит особая молитвенная атмосфера. Сюда не долетает посторонний шум и мысли невольно устремляются к Богу.
Когда выходишь на улицу, глазам приходится снова привыкать к яркому свету, а ушам — к повседневным будничным звукам. Под ногами — белая от мела почва. Высокие меловые столпы-дивы словно провожают тебя внимательным взглядом и кажется, что они тихонько и торжественно поют хвалу Господу.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм святителя Николая Чудотворца. Город Прохладный (Кабардино-Балкария)

В восточной части Кабардино-Балкарии стоит на берегу реки Малки город Прохладный. Считается, что это поэтичное название придумал в конце восемнадцатого века граф Павел Потёмкин, наместник императрицы Екатерины Второй на Кавказе. Царский чиновник объезжал владения в жаркий летний день по пыльной дороге и решил отдохнуть в одном из казачьих поселений между городами Моздок и Азов. Графа порадовала речная свежесть и тенистые кроны деревьев, и он нарёк сторожевой пост «Прохладный».
В начале девятнадцатого века через это поселение прошёл почтовый тракт, связавший Россию с Закавказьем. Казачья станица стала развиваться. В 1823 году здесь построили храм и освятили его во имя Николая Чудотворца. Деревянное здание сгорело спустя полвека. На его месте в 1886 году возвели каменную церковь. Ей также дали имя угодника Божия Николая.
Никольский храм стал в станице Прохладной центром просвещения и общественной жизни. Прихожане заботились о сиротах, помогали бедным и больным, поддерживали семьи заключённых. При церкви действовала школа. Здесь осваивали грамоту не только дети, но и взрослые жители станицы.
После революции 1917 года прихожане Никольского храма сплотились вокруг священника Михаила Проскурякова. В августе 1937-го отца Михаила арестовали и через несколько дней расстреляли. В храме власти устроили зернохранилище. Позже здание собирались снести, но верующим удалось его отстоять.
Вновь молитва в Никольской церкви зазвучала 19 декабря 1942 года, в престольный праздник. Станица Прохладная к этому времени уже получила статус города. Его многочисленные жители просили в храме милости у Бога для своих близких, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной. С тех пор богослужения в Прохладном не прекращались.
Никольская церковь стала кузницей церковных кадров. Более двадцати юношей, которые в разное время несли здесь послушание, приняли священный сан. Один из них — епископ Якутский и Ленский Роман (Лукин). Есть надежда, что эта традиция продолжится и в будущем. Основанием тому — живой интерес, с которым сегодня юные жители Прохладного посещают воскресную школу при храме святителя Николая.
Все выпуски программы ПроСтранствия