Протоиерей Александр Мень и Наталья Фёдоровна прожили в браке 34 года, вырастили двух детей. В одном из интервью сын супругов Михаил признался: удивительно, но никогда за долгие годы не видел, чтобы родители ссорились. Отец Александр и матушка Наталья очень бережно относились друг к другу. Именно это помогло супругам сохранить и пронести свою любовь сквозь время и жизненные испытания.
Александр Мень и Наталья Григоренко познакомились в городе Балаши́ха в 50-ые годы 20-го столетия. В то время они были студентами Московского пушно-мехового институт а. Наташа сразу обратила внимание на необычного парня. Александр носил бороду, шляпу, высокие сапоги и никогда не расставался с наплечной сумкой, в которой, как позже узнала девушка, была Библия. Как-то молодые люди разговорились, и Александр рассказал Наташе, что хочет посвятить себя служению Богу. Это решение он принял ещё подростком, когда впервые прочёл Библию целиком. И осознал всю ценность христианской веры. Поэтому одновременно с учёбой в институте он заочно проходил курс в Ленинградской духовной семинарии. В то время не принято было открыто говорить о вере в Бога. Но признание молодого человека Наташу ничуть не смутило, наоборот, она поддержала его решение стать священником. И призналась, что и сама уже давно не представляет свою жизнь без церкви.
Со временем молодые люди полюбили друг друга, и Александр сделал Наталье предложение. Они поженились в 1956 году, и вскоре у них родилась дочь Елена. А через несколько лет на свет появился сын Михаил. Позже Наталья вспоминала, что воспитание детей сблизило их с мужем ещё больше. В доме царила атмосфера полного взаимопонимания. В это время Александр уже был рукоположен в священники и вместе с семьёй переехал в подмосковное Ала́бино. Прихожане полюбили молодого и общительного батюшку.
Активная миссионерская деятельность отца Александра вызвала недовольство у районного начальства, и священнику пришлось переехать в село Новая Деревня Московской области. Супруги жили скромно, однако двери их дома всегда были открыты для многочисленных гостей. У отца Александра практически не было свободного времени. Он служил в Сретенском храме, публично выступал с проповедями, а также писал богословские труды. Наталья Фёдоровна создавала домашний уют. По мере возможности отец Александр старался помогать матушке по хозяйству. Самостоятельно научился готовить и нередко удивлял супругу кулинарными достижениями, например, блюдами из капусты, которые удавались ему особенно хорошо и мгновенно собирали за столом всю семью. Позже матушка Наталья с теплотой вспоминала об этом. К детям отец Александр относился с особой нежностью. В одном из интервью Наталья Фёдоровна рассказывала, что, несмотря на занятость, отец Александр каждый вечер находил время почитать детям на ночь добрые сказки. Пусть немножко, но обязательно.
9 сентября 1990 года протоиерей Александр Мень был убит. Обстоятельства этой трагедии не выяснены до сих пор. Наталья Фёдоровна тяжело переживала утрату. Утешением для неё стало участие в создании фонда протоиерея Александра Меня. У Натальи появилась возможность продолжить миссионерское служение любимого мужа.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.