
Фото: Mario Klassen/Unsplash
«Слово пастырей Церкви полезней и нужней всего того, что может сказать наш брат писатель», — так высказался Николай Васильевич Гоголь в своей «Авторской исповеди» — произведении, написанном им в ответ на резкую критику его книги «Выбранные места из переписки с друзьями», в которой Гоголь выражал свои христианские взгляды. Светское общество тогда обвинило Николая Васильевича в морализаторстве и нравоучительстве, упрекало в ханжестве и навязывании личного мнения. Однако, как справедливо заметил другой, более близкий к нам по времени классик, «большое видится на расстоянье». Сегодня «Выбранные места...» исследователи считают одним из самых весомых и недооценённых текстов Гоголя. Вместе с «Авторской исповедью», «Размышлениями о Божественной Литургии» и «Правилом жития в мире» они вошли в современный сборник писателя под названием «Духовная проза».
Впрочем, критиков Николая Васильевича в какой-то мере можно понять: в их представлении острый сатирик, на перо к которому лучше не попадаться, автор произведений, заставивших смеяться весь мир, просто не мог так резко перемениться, заговорив вдруг всерьёз, да ещё и о душе, о Боге! Но только Гоголь-то вовсе не менялся! Его творческий путь был последовательным движением к осознанию истинного предназначения человека и писателя. Об этом он и рассуждает в своей «Авторской исповеди», не оправдываясь, но продолжая линию, выстроенную им в «Выбранных местах из переписки с друзьями».
И всё же Гоголь в любом своём тексте остаётся Гоголем, каждую фразу которого читаешь с упоением. Такой уж у него был дар — отзываться в сердце читателей красотой своих строк и по-хорошему будоражить. К примеру, его «Размышления о Божественной Литургии» из сборника «Духовная проза» написаны с таким трепетом и восторгом, что поневоле чувствуешь: писатель говорит о чём-то великом, грандиозном, не укладывающемся в рамки обыденности.
Невероятно волнительно описал Николай Васильевич один из важных моментов Богослужения, когда хор поёт Херувимскую песнь, а в алтаре в это время на Престол полагаются Святые Дары — хлеб и вино, которые станут Телом и Кровью Христовой. Прочитав, хочется как можно скорее попасть в храм, чтобы всё увидеть своими глазами. И не перестаёшь удивляться тому, почему же некоторые современники поставили Гоголю в укор его удивительную «Духовную прозу»... Но радуешься тому, что, спустя почти два века мы, читатели, оказались среди тех благодарных потомков, кто сумел её по достоинству оценить.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.