Этот ураган, а потом и ливень, перешедший в настоящий потоп, жители Челябинской области запомнят надолго. И не только потому, что за один августовский день выпала месячная норма осадков. Забыть о пережитом ужасе не дадут сотни домов, которые стали непригодны для жизни. Погубленный скот. Погибший урожай. Сорванные линии электропередач. Восстанавливать все это придется не меньше года. Пострадавшие от наводнения люди, окрестили его Ноевым потопом. И Ной в этой истории действительно присутствует. Зовут его Александр Качуров. Ему 57 лет. Он живет в поселке Варна Челябинской области. Работает электриком.
О том, что надвигается смерч, а вслед за ним страшный ливень, варненцы знали заранее. Районные власти успели оповестить население. В день наводнения коммунальные службы райцентра были начеку. Александр Качуров отключал электричество в котельной, чтобы избежать замыкания сетей. Но уже спустя два часа после начала рабочего дня, он был вынужден искать лодку и плыть на выручку своим родным. Поселок стал похож на Венецию. Передвигаться можно было только вплавь. Вода стремительно затапливала всё, что стояло у неё на пути, а у Александра дома оставалась 97-летняя мама. Спастись самостоятельно она бы не сумела. Александр добрался до родительского дома, помог выбраться маме, переправил её в безопасное место. И тут до электрика донеслись крики о помощи. Александр поплыл в направлении звука и увидел на крыше затопленного дома людей. Шесть человек едва умещались на крохотной площадке. Вода уже подбиралась к ним. Александр бросился на помощь, он грёб изо всех сил. Лодка была небольшой, поэтому вывозить испуганных людей пришлось в два заплыва. Причём, для самого Александра места в лодке не оставалось. Он управлял ею, плывя за бортом. В итоге удалось спасти пожилую супружескую пару, и молодую семью, в которой было двое детей. Заплывы были по-настоящему экстремальными: сильное течение и бешеный ветер в любой момент могли потопить лодку. Александр всё сделал один. Пострадавшие люди были так напуганы, что даже говорить не могли, не то, что действовать. Они не смогли даже самостоятельно выйти из лодки. Каждого Александр выносил на руках.
Свое личное имущество герой спасти не сумел, как не смогли его спасти и многие другие жители Варненского района.
В отличие от большинства своих земляков, Александр Качуров не переживает о потере имущества. Он говорит, что жизни спасённых людей важнее нажитого. В районной администрации действия Александра назвали подвигом и внесли его имя в почетный список героев, которые не растерялись при наводнении, проявили особое мужество и спасли жизни других людей. Правда, сам Александр к героям себя причислять не торопится. Он уверен, что это долг каждого человека – помогать людям в беде всем, чем можно.
В данной программе использованы материалы интернет-портала "74.ru".
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.