
П.В. Виттенбург с женой и дочерью Евгенией, Вайгач, 1933 год. (фото из семейного архива П.В. Виттенбурга).
Знаменитый геолог Павел Владимирович Виттенбург говорил, что у него в жизни было три сокровища: наука, дети и любимая жена Зинаида. Павел и Зинаида познакомились в 1909 году в Петербурге. Зина была студенткой 3-го курса Женского медицинского института, а Павел только что окончил Тюбингенский университет и, вернувшись в Россию, устроился на штатную должность в Геологический комитет. Оба они были бедны, горячо любили науку и, как многие молодые люди того времени, мечтали служить народу. Павел и Зина полюбили друг друга, между ними завязалась переписка, и вскоре молодые люди решили пожениться. Их обвенчали в петербургской церкви святого Мефодия Патарского на Песках.
Через год, после рождения первого ребёнка, дочери Вероники, Виттенбурги построили домик в петербургском пригороде Ольгино, где прожили до 1930 года. Павел многие месяцы проводил в геологических экспедициях, а дома готовил к публикации отчёты о научных путешествиях. После революции, в 1920-е годы, Павел Владимирович стал одним из организаторов советской геологической науки. Зинаида Ивановна трудилась фельдшером в местной больнице, занималась домом и тремя дочерьми, и находила время, чтобы помочь супругу, редактируя его рукописи.
Поскольку Павел и Зинаида много трудились, вся семья собиралась вместе лишь по вечерам и в воскресенья. Тогда, как пишет в своей книге воспоминаний дочь Виттенбургов Евгения, «папа спрашивал нас, что мы делали, что видели, что узнали, обсуждали планы. За разговором выяснялись разные животрепещущие вопросы, маленькие и большие». Даже в советское время в семье Виттенбургов отмечались все большие церковные праздники. Члены семьи посещали богослужения в маленькой деревянной церкви апостола Петра в Ольгино.
Жизнь Виттенбургов изменилась 15 апреля 1930-го года, когда Павла Владимировича арестовали. Следствие шло десять месяцев, после чего Виттенбургу предъявили обвинение в участии в контрреволюционной монархической организации, подготовке восстания и вредительстве. Учёного приговорили к расстрелу, но заменили высшую меру десятью годами лагерей. «Мама регулярно ходила к следователю, — вспоминала Евгения Павловна, — Она бесстрашно твердила ему, пытаясь убедить, что папа не преступник». Зинаиде Ивановне удалось устроиться врачом в лагере, где сидел Павел Владимирович, на острове Вайгач в Баренцевом море, тем самым облегчив участь супруга.
После освобождения Павла Владимировича в 1935 году жизнь Виттенбургов состояла из многомесячных расставаний, потому что учёный подолгу работал на крайнем севере, и коротких периодов совместной жизни. В разлуке семья встретила начало войны. Зинаида Ивановна с дочерьми пережила первую блокадную зиму в Ленинграде и только весной смогла приехать в Архангельск к Павлу Владимировичу, который трудился в Северном горно-геологическом управлении. «Наш приезд, — рассказывает Евгения Павловна, — наполнил папину жизнь новыми заботами. Прежде всего, нужно было накормить и обиходить нас. Несколько месяцев он откладывал для нас паёк научного работника. Папа окружил семью вниманием и заботой».
После войны Виттенбурги вернулись в Ленинград. Супруги долгие годы ещё занимались наукой, помогали дочерям, всегда обращавшимся к ним за советом, построили дом в Зеленогорске, на границе с Финляндией. На самом видном месте в новом доме висела большая, вышитая шерстяная картина: опушка хвойного леса, озеро, закат солнца. Её Зинаида Ивановна создала еще в 1912 году, картина сопровождала Павла Владимировича во всех его экспедициях. Она была ровесницей семейного счастья Виттенбургов.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов