Знаменитый геолог Павел Владимирович Виттенбург говорил, что у него в жизни было три сокровища: наука, дети и любимая жена Зинаида. Павел и Зинаида познакомились в 1909 году в Петербурге. Зина была студенткой 3-го курса Женского медицинского института, а Павел только что окончил Тюбингенский университет и, вернувшись в Россию, устроился на штатную должность в Геологический комитет. Оба они были бедны, горячо любили науку и, как многие молодые люди того времени, мечтали служить народу. Павел и Зина полюбили друг друга, между ними завязалась переписка, и вскоре молодые люди решили пожениться. Их обвенчали в петербургской церкви святого Мефодия Патарского на Песках.
Через год, после рождения первого ребёнка, дочери Вероники, Виттенбурги построили домик в петербургском пригороде Ольгино, где прожили до 1930 года. Павел многие месяцы проводил в геологических экспедициях, а дома готовил к публикации отчёты о научных путешествиях. После революции, в 1920-е годы, Павел Владимирович стал одним из организаторов советской геологической науки. Зинаида Ивановна трудилась фельдшером в местной больнице, занималась домом и тремя дочерьми, и находила время, чтобы помочь супругу, редактируя его рукописи.
Поскольку Павел и Зинаида много трудились, вся семья собиралась вместе лишь по вечерам и в воскресенья. Тогда, как пишет в своей книге воспоминаний дочь Виттенбургов Евгения, «папа спрашивал нас, что мы делали, что видели, что узнали, обсуждали планы. За разговором выяснялись разные животрепещущие вопросы, маленькие и большие». Даже в советское время в семье Виттенбургов отмечались все большие церковные праздники. Члены семьи посещали богослужения в маленькой деревянной церкви апостола Петра в Ольгино.
Жизнь Виттенбургов изменилась 15 апреля 1930-го года, когда Павла Владимировича арестовали. Следствие шло десять месяцев, после чего Виттенбургу предъявили обвинение в участии в контрреволюционной монархической организации, подготовке восстания и вредительстве. Учёного приговорили к расстрелу, но заменили высшую меру десятью годами лагерей. «Мама регулярно ходила к следователю, — вспоминала Евгения Павловна, — Она бесстрашно твердила ему, пытаясь убедить, что папа не преступник». Зинаиде Ивановне удалось устроиться врачом в лагере, где сидел Павел Владимирович, на острове Вайгач в Баренцевом море, тем самым облегчив участь супруга.
После освобождения Павла Владимировича в 1935 году жизнь Виттенбургов состояла из многомесячных расставаний, потому что учёный подолгу работал на крайнем севере, и коротких периодов совместной жизни. В разлуке семья встретила начало войны. Зинаида Ивановна с дочерьми пережила первую блокадную зиму в Ленинграде и только весной смогла приехать в Архангельск к Павлу Владимировичу, который трудился в Северном горно-геологическом управлении. «Наш приезд, — рассказывает Евгения Павловна, — наполнил папину жизнь новыми заботами. Прежде всего, нужно было накормить и обиходить нас. Несколько месяцев он откладывал для нас паёк научного работника. Папа окружил семью вниманием и заботой».
После войны Виттенбурги вернулись в Ленинград. Супруги долгие годы ещё занимались наукой, помогали дочерям, всегда обращавшимся к ним за советом, построили дом в Зеленогорске, на границе с Финляндией. На самом видном месте в новом доме висела большая, вышитая шерстяная картина: опушка хвойного леса, озеро, закат солнца. Её Зинаида Ивановна создала еще в 1912 году, картина сопровождала Павла Владимировича во всех его экспедициях. Она была ровесницей семейного счастья Виттенбургов.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.