Недалеко от восточного побережья Крита располагается совсем небольшой островок. Площадь его не дотягивает даже до одного квадратного километра. Но несмотря на такие скромные размеры, этот островок одно время имел очень важное военное значение, а затем получил значение духовное.
Название острова звучит так - Спиналонга. Своему названию, впрочем, и своему возникновению Спиналонга обязана венецианцам. Несколько веков предприимчивые жители «города на водах» контролировали жизнь острова Крит и старались максимально обезопасить свои владения от вторжения извне. Именно поэтому в начале 16 века они решили отделить часть суши восточного побережья Крита и сделать из получившегося острова неприступную морскую крепость. Так появилась Спиналонга.
Когда на Крит в середине 16 века вторглись турки, венецианцы долго оказывали им сопротивление. Основным их форпостом выступала как раз Спиналонга, в которой венецианцы жили 36 лет уже после того, как Крит полностью отошел турками. Спиналонга пала только в 1715 году. Тогда же ее заселили турки. Они в свою очередь находились там до начала 20 века.
Надо сказать, что крепость они покинули только после того, как греки после освободительной революции стали свозить на Спиналонгу прокаженных со всего Крита. Испугавшись страшной болезни, турки покинули свое последнее пристанище на острове. Турки ушли, а прокаженные на Спиналонге остались. Древняя крепость после ухода завоевателей превратилась в настоящий лепрозорий, последний пациент которого скончался в 1957 году.
Приехав на Спиналонгу сегодня, вы сможете увидеть кладбище скончавшихся от проказы обитателей острова. Можно было бы предположить, что прокаженные Спиналонги чувствовали себя изгоями, покинутыми и родными, и прочими людьми. Но это не так.
Как рассказал мне местный епископ, все время существования на Спиналонге лепрозория находились люди, которые из христианского милосердия ехали на остров и ухаживали за его несчастными обитателями. Причем по милости Божией практически никто из этих волонтеров проказой не заразился. Были и священники, которые ездили на остров и причащали больных проказой.
Сам этот епископ, рассказавший мне об истории Спиналонги, ежегодно в день памяти великомученика и исцелителя Пантелеимона отправляется на остров и служит там заупокойное богослужение по погребенным там прокаженным.
Побывав на Спиналонге, я насколько мог проникся атмосферой этого места. Места где человеческая боль соседствовала с не менее сильным милосердием. С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал вам о греческом острове Спиналонга.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема