
А задумываться и узнавать очень даже интересно! Фразеологизм «Стоять, как столб» или, согласно с архаическим, но вполне допустимым произношением – «как столп», происходит из библейского рассказа о том, как Бог истребил город Содом в наказание за грехи его обитателей.
Два ангела под видом странников были посланы в Содом, чтобы определить духовное состояние его жителей. Праведник по имени Лот, увидел путников, принял их в своём доме, а когда развращенные содомляне потребовали у хозяина выдать гостей для надругания, заступился за них. За это божьи посланники спасли Лота и его семью и вывели из города до его разрушения.
В Книге Бытие сказано:
«Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города… Спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть».
«Не оглядывайся» в этой цитате – иди без сожаления, радуйся, что спасся, и сохранил жизнь себе и близким.
Промедление стоило бы Лоту и его семье жизни. Со своими домашними он поспешил покинуть обреченный Содом.
«И пролил Господь дождём серу… Жена же Лотова оглянулась и стала соляным столпом».
Жена Лота обернулась и была наказана за непослушание, и за таким образом проявленную тоску по всему, что она оставляла в гибнущем городе.
Обращение жены Лота в каменный или соляной столб считают не образом, а действительным историческим фактом.
Учёные предполагают, что в тот миг, когда Лотова жена остановилась, чтобы взглянуть на город, ее накрыл мощный поток раскаленного воздуха с высоким содержанием углекислого газа. Это спровоцировало соединение кальция в организме с углекислым газом, и в результате – мгновенную кристаллизацию. Женщина окаменела, превратившись в соляную глыбу.
Иисус Христос в Евангелие от Луки свидетельствует об этом событии словами «вспоминайте жену Лотову» - приводя в пример ее привязанность к земному стяжанию, а в Книге Премудрости Соломона «соляной столп» называется «памятником неверной души».
«Стоять, как столб», «Как Лотова жена стоять», «Соляной столп» – все эти высказывания синонимичны, и их первоисточник – Библия, Ветхий Завет, книга Бытия.
Сегодня выражение «стоять, как столб» имеет два значения: стоять молча и неподвижно; а также застывать от страха, неожиданности или удивления.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема