Русская жизнь между немцами и татарами

* Поделиться

Skazanie_logoВ 1269 году 18.000 Немцев под начальством магистра Ливонского Ордена, сожгли Изборск и подошли ко Пскову со множеством стенобитных орудий. Увидя грозного врага под стенами города, храбрый князь Довмонт не смутился. Он привел свою малую дружину в собор Святой Троицы, горячо помолился, а затем положил свой меч перед алтарем. Игумен Исидор торжественно благословил этот меч и собственноручно препоясал им Довмонта.

Укрепленный горячей молитвой и непоколебимой верой в заступничество Божие, Довмонт не замедлил свершить ряд блистательных подвигов. Он десять дней без устали бился с Немцами и ранил самого магистра. Тем временем подоспели подкрепления из Новгорода. И Ливонцы, не надеясь на успех, поспешили заключить с нами мир.

Храбрый Довмонт княжил во Пскове до глубокой старости и успел под конец своей жизни, в 1299 году, оказать Пскову еще одну важную услугу. Ливонские рыцари в 1299 году неожиданно осадили Псков и, разграбив монастыри в предместье, убивали безоружных монахов, женщин и младенцев. Тогда Довмонт, уже маститый старец, вывел свою малочисленную дружину из города, напал на рыцарей, смял их в реку Великую и забрал затем множество пленных и оружия.

Вскоре после этого Довмонт умер, оплакиваемый решительно всеми.

В часы опасности и кровопролития он обыкновенно говорил: «Добрые мужи Псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Помните Отечество и Церковь Божию». За свою высокоправедную жизнь Довмонт-Тимофей причтён Церковью к лику Святых.

Под влиянием Татарского ига стало заметно усиливаться общее огрубение нравов. Образованность падала, а развивались пьянство и любовь к грубым зрелищам. Женщин, во избежание оскорблений, приходилось уже тщательно оберегать и держать больше дома.

Но наряду с этим не переводились и светлые личности. К большому счастью, своими высокими душевными качествами особенно отличался целый ряд представителей русского духовенства. Таковыми были верный сподвижник Александра Невского — митрополит Кирилл и заступивший после него на митрополичий престол блаженный Максим. А также епископы: святой Симеон Тверской, блаженный Серапион Владимирский и святой Игнатий Ростовский.

Видя сильное падение нравов, митрополит Кирилл созвал в 1274 году собор, на котором были созданы строгие правила для устранения беспорядков в церковной жизни. Всех не соответственных сану священников решено было удалить. «Пусть лучше будет один достойный служитель церкви, — постановили отцы собора, — нежели тысяча беззаконных».

Такое ревностное отношение к званию служителя церкви и собственная праведная жизнь наших святителей имели сильное влияние на всю паству. Предаваясь братоубийственной розни, пьянству и прочим порокам, даже самый закоренелый грешник того времени всегда имел перед глазами высокие примеры праведной жизни.

Ввиду глубокого влияния Церкви и в частной жизни было у всех стремление приблизить домашнюю обстановку к подобию храма, а быт мирян — к правилам иноческим со строгим посещением церковных служб и ночною молитвою. И с непрестанным памятованием о смерти и о страшном Суде Божием.

Поэтому, когда после нашествия поганых приостановился рост просвещения книжного, не вымерло просвещение церковным и святоотеческим поучением. Благодаря сосредоточению его в лице святых подвижников, которые почти все прошли через трудный путь иночества.

Другие программы
Притчи
Притчи
Притчи - небольшие рассказы, наполненные глубоким духовным смыслом, побуждают человека к размышлению о жизни. Они несут доброту и любовь, помогают становиться милосерднее и внимательнее к себе и к окружающим.
Светлый вечер
Светлый вечер
Программа «Светлый вечер» - это душевная беседа ведущих и гостей в студии Радио ВЕРА. Разговор идет не о событиях, а о людях и смыслах. В качестве гостей в нашу студию приходят священники, актеры, музыканты, общественные деятели, ученые, писатели, деятели культуры и искусства.
Встречаем Пасху
Встречаем Пасху
Свидетели веры
Свидетели веры
Программа «Свидетели веры» — это короткая, но яркая история православного миссионера, как из древних времен, так и преимущественно наших дней, т. е. ХХ и ХХI век. В жизненной истории каждого миссионера отражается его личный христианский подвиг и присутствие Христа в жизни современного человека.

Также рекомендуем