«По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах, бродяга, судьбу проклиная, тащился с сумой на плечах…». Кто в России хотя бы раз не слышал этот грустный напев?
Забайкалье – край безбрежных степей, лесов и живописных сопок. Издавна тут кочевали со своими стадами буряты. За волей шли сюда казаки и староверы, а ссыльные отправлялись на вечное поселение.
Почитаемая православная святыня этой земли – Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь. Именно в качестве ссыльного оказался здесь святой преподобный Варлаам Чикойский – основатель обители. Обладая великим смирением, он сам называл себя – «бродягой», словно безымянный герой народной песни.
Василий Федотович Надеждин (так звали святого Варлаама в миру) был по происхождению крепостным крестьянином. Родился он в тысяча семьсот семьдесят четвертом году, жил в Нижегородской губернии и отличался благочестием. Был женат, но своих детей Господь не давал, поэтому вместе с супругой Василий усыновлял сирот. Он любил ходить в паломничества по монастырям Руси и даже встречался с преподобным Серафимом Саровским. В одно из таких паломничеств в Киеве Василия задержали за отсутствие документов, обвинили в бродяжничестве и сослали в Забайкалье.
Другой человек, потерпев несправедливость, действительно стал бы проклинать судьбу, но Василий воспринял это как волю Божию. В ссылке по благословению местного священника, он начал жизнь отшельника. Уединённую келию Василий соорудил в таёжной чаще на крутом склоне сопки неподалёку от реки Чикоя. Несколько лет он провёл в полном одиночестве в молитве и посте, пока о подвижнике не прознали жители окрестных селений. Уже затем Василий был пострижен в монахи с именем Варлаам и рукоположен в священный сан. А в тысяча восемьсот тридцать пятом году был официально учреждён Чикойский монастырь.
Многим, кто приезжал в обитель на Чикое, здешние места напоминали Святую гору Афон в Греции. Одна из сопок до сих пор так и называется – Афонской. На горных склонах выросли два храма, келии и хозяйственные постройки. Чтобы обеспечить монахов и паломников водой, было вырыто почти тридцать колодцев.
Еще во время святого Варлаама монастырь приобрёл миссионерское значение. Сам преподобный старец был сторонником единоверия – движения в православии, направленного на преодоление церковного раскола. Единоверцы совершают богослужение по старообрядческим правилам и крестятся двумя перстами, но не отделяют себя от Русской Православной Церкви. Авторитет преподобного Варлаама у забайкальских староверов был настолько высок, что многие из них соединились с Церковью. Из Чикойского же монастыря миссионеры ездили проповедовать веру Христову бурятам.
Главной монастырской святыней стала икона Божией Матери «Споручница грешых», подаренная купцом из города Кяхты. Особенно любили этот чудотворный образ ссыльные, приносившие покаяние о совершенных грехах.
Монастырь расположенный вдалеке от больших городов и дорог, сделался духовным центром Забайкалья. Увы, разрушительные события двадцатого века не пощадили и его. Горная обитель была заброшена и снова поросла тайгой. Большинство построек не дошло до наших дней.
Однако место, освящённое подвигом преподобного Варлаама, и сегодня привлекает верующих. У входа в Чикойский монастырь стоит большой поклонный крест, а на месте алтаря главного монастырского храма поставлена часовня. В две тысячи втором году состоялось обретение мощей преподобного Варлаама Чикойского, которые теперь находятся в кафедральном Казанском соборе города Читы.
Ежегодно одиннадцатого июня в день иконы «Споручница грешных» совершается крестный ход от села Урлук до бывшего Чикойского монастыря. Восемь километров пешком в гору – путь не самый лёгкий. Но чтобы почтить небесного покровителя своей родной земли, здесь собираются православные паломники со всего Забайкалья.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер