Писателя Николая Михайловича Коняева соратники по перу шутливо-уважительно величают «мастером со стажем». И не грешат против истины: мастерство этого известного прозаика подтверждено престижными литературными премиями – Шукшинской, Платоновской и многими другими. Творческий стаж тоже внушительный – первые рассказы Николая Коняева были опубликованы в журналах еще в начале семидесятых годов! Сегодня этот талантливый писатель, умеющий заглядывать в самые потаённые уголки читательских душ, тоже невероятно популярен и востребован. Солидными тиражами в престижных издательствах выходят его масштабные исторические произведения, биографические очерки о выдающихся личностях прошлого и настоящего, и, конечно же, художественные тексты. Один из сборников своих рассказов Николай Коняев назвал «Дальний приход».
Уже в самом заглавии книги слышится некая глубина и как будто отрешенность; что-то, чего не выразить словами, но так просто почувствовать душой – какие-то почти гоголевские нотки. И представляется маленькая деревянная церковка посреди села, на краю большого тёмного леса… Книгу открывает рассказ, по которому и был назван весь сборник – «Дальний приход». Читатель попадает на серый перрон автовокзала в глухом райцентре. И в этой, казалось бы, совсем не располагающей к чудесам обстановке, всё же становится свидетелем чуда: человеческого покаяния, очищения души от тяжкого груза и её возрождения. Такие вот поразительные плоды принесла случайная встреча местного хулигана Мишухи со священником, ждущим на вокзале автобус, чтобы отправиться на свой дальний, затерянный в лесах, приход...
Николай Коняев пишет так, как будто бы вовсе и не плетёт тонкое полотно текста, а ведёт с вами неторопливый и доверительный разговор. И это не хитрая литературная уловка, а неповторимый стиль писателя. Ведь при всём этом его рассказы никак не назовёшь примитивными: они весьма изысканы в художественном плане, и в этой изысканности опять проглядывает что-то гоголевское, особенно в зарисовках с ярко выраженными мистическими интонациями, таких как «Комариная ночь» или «Дом на кладбище».
Эту книгу хочется прочесть залпом, не отрываясь. Потому, наверное, что автор честен с читателем. Николай Коняев не лукавит, не заигрывает с ним, но целится словом в самое сердце, и метким попаданием пробуждает в нас желание задать себе самые главные вопросы, за ответами на которые нам совсем не обязательно ехать на «Дальний приход».
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!
Псалом 128. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 128. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 128. На струнах Псалтири
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: "благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
13 июня. О важности изучения православной веры

Во 2-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
О важности изучения православной веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, христианское учение имеет здравый смысл, логично и непротиворечиво. В отличие от заблуждающегося человека, который может менять свое мнение, лукавить и оправдывать себя, Божье учение стройно, правдиво и истинно. В его свете видны все изъяны и несовершенства.
Ещё Христос напомнил людям древнюю пословицу: «Врач, исцели самого себя», — то есть, прежде чем кого-то учить, что-либо проповедовать, к чему-то призывать, надо, чтобы сам человек соответствовал требованиям, предъявляемым им к другим. И это справедливо.
Писание считает, что лицемерам, двоедушным людям нет места в Царстве Небесном. Поэтому не может войти туда тот, кто говорит одно, а делает другое.
Так апостол Павел и восклицает: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя не красть, крадешь; говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога».
Если мы замечаем это за собой, то значит, нам надо приложить много усилий, чтобы вера не расходилась с делами. А для этого нужно духовно совершенствоваться, стремиться, чтобы правда Божья стала основой нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема